Коровы на службе искусству
В окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области состоялся очередной фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние", где современное искусство вкупе с архитектурой вступали в диалог с пейзажем.
Места эти не просто красивые, но еще и исторические. Именно здесь происходило знаменитое "стояние на реке Угре", результатом которого стало бескровное свержение ордынского ига на Руси. В названии фестиваля "Архстояние" ссылка на то давнее событие прочитывается, но вообще-то художники и архитекторы, реализующие здесь свои проекты, не стремятся никого победить - даже природу. Наоборот, с ней пытаются установить человеческие отношения, вторгаясь в нее деликатно и экологично.
Просторы вокруг Никола-Ленивца осваиваются искусством постепенно, на протяжении нескольких лет. Многие прежние объекты сохраняются, так что каждый новый фестиваль не начинает с нуля, а продолжает установившуюся традицию. Нынешним летом в эту специфическую коллекцию добавлены еще четыре объекта. Кроме того, преобразованиям подвергается и пейзаж в целом. Благодаря гранту Евросоюза французское бюро ландшафтных архитекторов Atelier 710 приступило к постепенной, рассчитанной на три года трансформации здешних полей и лесов. Этот процесс должен привести к возникновению чего-то вроде регулярного парка, только без всякой урбанизации. Например, траву на лугах французы выравнивают не посредством газонокосилок, а с помощью коровьих стад, позаимствованных у окрестных фермеров.
Обозреть никола-ленивецкие ландшафты в минувший уикенд можно было с вертолетов. Эти воздушные экскурсии подчеркивали тему нынешнего "Архстояния", которая звучала как "Вне земли". Отрываться от почвы, правда, вовсе не обязательно было на винтокрылых аппаратах. Например, проект "Воздушный порт", сочиненный арт-группой Electroboutique, представлял собой электронное табло с расписанием авиарейсов - помещенное, впрочем, не в зале ожидания, а в лесу, среди кустов и деревьев. Табло функционировало в режиме реального времени, из динамиков доносились сообщения о начале регистрации билетов - и все это на фоне безмятежной природы. Неподалеку, тоже на лесной опушке, березовая мини-рощица вращала вершинами в непривычном ритме. Оскар Мадера в проекте "Механический лес" при помощи специального механизма и тросов вынудил деревья двигаться по воле человека. Зрителю предлагалось задуматься, как соединить цивилизованную жизнь с естественной, не жертвуя при этом ни комфортом, ни экологией.
Или вспомнить еще "Ротонду" Александра Бродского - неожиданное строение посреди гречишного поля, созданное исключительно для любования пейзажем. В доме нет ничего, кроме многочисленных дверей и окон, а также смотровой площадки. Идейная провокация очевидна: много ли нам пользы от "полезного" зодчества, разрушающего пейзаж, вместо того чтобы становиться его органической частью?
Наконец, еще один объект фестиваля, самый масштабный (12 метров в диаметре и 15 высотой), обыгрывает безудержную тягу человечества к возведению циклопических промышленных сооружений. "Гиперболоидная градирня" Николая Полисского (созданная, кстати, под его руководством никола-ленивецкой артелью, специализирующейся на произведениях современного искусства) очертаниями напоминает ТЭЦ, однако сплетена из лозы и веток. Имитирован даже рабочий режим: из трубы, как из вулкана, может валить дым, сопровождаемый языками пламени. Пользы от этой бурной деятельности никакой, вреда тоже, а на метафорическом уровне этот проект служит шуточным символом цивилизации.