Тут сейчас стенка была!
В московском "Манеже" открылась фотодокументальная выставка "Падение Берлинской стены", приуроченная к 20-летию этого исторического события.
Если быть точным, юбилей отметят в ноябре. Именно осенью 1989 года толпы жителей Западного и Восточного Берлина соединились в общем порыве, не встретив сопротивления пограничников ГДР, которые находились в боевой готовности до последнего момента, но приказа о применении силы так и не получили. Ликование обрело колоссальный размах, миллионы людей без боязни преодолевали "полосу отчуждения" - и с того момента вопрос об объединении Германии можно было считать решенным, хотя требовались еще многочисленные политические процедуры...
Эпизоды того революционного прорыва запечатлели многие фоторепортеры. Одну из наиболее знаменитых серий о падении стены сделал американец Энтони Сво - его кадры в изобилии представлены на нынешней выставке в "Манеже". А открывается экспозиция черно-белыми снимками 1961 года, на которых можно увидеть, с чего начиналась стена, ставшая аллегорией "железного занавеса". В августе того года правительство ГДР приняло решение закрыть последнее "окно на Запад". Количество перебежчиков через слабо охраняемую границу внутри Берлина исчислялось уже десятками тысяч - и просоветские власти Восточной Германии не смогли противопоставить этому процессу ничего, кроме реальной, физической преграды. Драматические кадры того, как город разрывался на две части, как росли на глазах пограничные рубежи и с каким отчаянием воспринималось это берлинцами, вряд ли кого-нибудь оставят равнодушными.
Одни пытались прорваться на Запад через контрольно-пропускные пункты, тараня автомобилями шлагбаумы, другие строили воздушные шары и дельтапланы, третьи вовсе норовили перелезть через стену по веревке, натянутой между домами с обеих сторон границы. Некоторые из тех приспособлений хранятся ныне в "Музее стены", и на выставке присутствует целая подборка фотографий экспонатов такого рода. Хитроумие и смелость помогали далеко не всем. Точная статистика неизвестна, но можно говорить о сотнях убитых при попытке преодолеть внутригородской рубеж. Трагические фотографии такого рода в экспозиции тоже встречаются.
Нетрудно догадаться, что страсти кипели исключительно к востоку от стены. С запада она фактически не охранялась: никому бы и в голову не пришло заподозрить обитателей капиталистического Берлина в стремлении удрать в социалистический рай. Западные берлинцы и многочисленные туристы могли лишь взирать на соседние районы города с высоты наблюдательных вышек. Одна из них (вернее, реконструкция, созданная Юрием Аввакумовым) установлена сейчас в манежном зале. Стоит зрителю взобраться наверх, как включается аудиозапись с яростным лаем собак. Этот интерактив позволяет лучше проникнуться атмосферой, царившей когда-то на границе между Востоком и Западом.
Прибывший на вернисаж Михаил Горбачев говорил о нравственной составляющей политики, о том, что невозможно было продолжать унижение немецкого народа. Так или иначе, в упразднении Берлинской стены и далее - в бескровном объединении Европы мы сыграли важную роль. На пользу себе или во вред, каждый волен решать сам.