Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Жизнь и смерть Дориана-гея

Хореограф Мэтью Боурн и композитор Терри Дэвис представили москвичам свою последнюю работу - "Портрет Дориана Грея" по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда. Показ танцпьесы на сцене Театра им. Моссовета продлится до 2 августа и завершит Чеховский фестиваль
0
(фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хореограф Мэтью Боурн и композитор Терри Дэвис представили москвичам свою последнюю работу - "Портрет Дориана Грея" по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда. Показ танцпьесы на сцене Театра им. Моссовета продлится до 2 августа и завершит Чеховский фестиваль.

Российские зрители впервые увидели Боурна и его родную компанию New Adventures в 2005 году, когда на Чеховском фестивале была показана его "Пьеса без слов", навеянная "Слугой" - культовым фильмом Джозефа Лоуси. Через два года Боурн привез "Лебединое озеро" с лебедями-мужчинами и, пожалуй, за последние десятилетия ни одно московское "Лебединое..." - будь то родные столичные или гастрольные - не имело такого сногсшибательного успеха. Все десять представлений зал ломился от разгоряченной публики.

Судя по премьерному показу, "Портрет Дориана..." вряд ли удостоится подобного приема - к хорошему у нас привыкают быстро. Но несмотря на кусающиеся цены (билет на балкон стоит около 4000 рублей, в партер - 12 000), новый (для столицы) спектакль Боурна нужно смотреть. Такой восхитительный альянс режиссуры, хореографии, сценографии, костюмов, света и поразительной по самоотдаче актерской работы - редкость на наших театральных подмостках. После кончины вуппертальского чуда - Пины Бауш - так убедительно рассказывать истории без слов умеет только Боурн.

Как и в предыдущих своих опусах, хореограф переработал оригинальный материал с выраженным гей-акцентом. При том что в данном случае исходник уже имел гомосексуальную окраску - как известно, Уайльд в викторианской Англии получил за нетрадиционную ориентацию тюремный срок. Боурн, живущий в незакомплексованной Британии, до конца договорил мысль, которую постеснялся выразить его предшественник: все зло от женщин.

Вместо  развратника лорда Генри, толкнувшего чистого юношу Дориана на путь порока, у Боурна действует еще более порочная леди Эйч (Микела Меацца) - владелица глянцевого журнала и законодательница мод. Хореограф говорит, что на этот образ его вдохновил персонаж Мерил Стрип из фильма "Дьявол носит Прада". Однако стоит признать, что в сравнении с кознями леди Эйч проделки киногероини - детские шалости. Та гнобит окружающих во имя профессионального совершенства. Леди Эйч совершает мерзости из чистой подлости. Например, похищает белокурого официанта Дориана (Ричард Уинзор) у любовника - фотографа Бэзила (Джейсон Пайпер) - и делает из него икону стиля - просто так, в отместку противному Бэзилу.

В завершение процесса (под присмотром модной дамы армия стилистов в голубых перчатках колдует над Дорианом - стрижет, гримирует, одевает) с колосников спускается огромный - в полсцены - постер с изображением полуобнаженного героя и надписью Immortal (бессмертный). Так называется парфюм, вечно юным лицо и телом которого становится Дориан. С этого момента бывший официант пускается во все тяжкие.

Для начала он соблазняет и подсаживает на наркотики юного балеруна Сирила, аналога уайльдовской девушки Сибилы (Кристофер Марни). Юноша погибает от передоза, а монстр Дориан равнодушно взирает на его конвульсии. Затем устраивает оргии с проститутками обоего пола, после чего душит и мальчиков, и девочек, а трупы складирует в комнате, увешанной собственными изображениями. Наконец, избавляется от Бэзила, заманив фотографа в ванную под предлогом эротических игр и добив несчастного его же ремнем. Возмездие приходит к Дориану в образе двойника, медленно, но верно сводящего оригинал с ума. Проснувшись однажды утром и обнаружив рядом мирно спящий живой "портрет", Дориан приканчивает его и умирает.

Но это еще не финал. Последнее слово принадлежит вдохновительнице всей истории - леди Эйч. Приблизившись к усопшему, она наводит глянец на помертвевшее лицо и распахивает двери для фотографов. Здесь хореограф расходится с Уайльдом. У того умерший Дориан превращается в отвратительного старика, а старик на портрете - в прекрасного юношу. Боурн поступает с точностью наоборот. Дориан, в отличие от безобразного портрета, и в смерти остается неотразимым. Как Элвис Пресли. Как Джон Леннон. Как Мэрилин Монро. Как Майкл Джексон. Как любой идол, канонизированный при жизни. По Боурну, для посмертной славы нужно вовремя уйти, и тогда тебе - молодому и прекрасному - время отпустит все грехи.

Мысль, конечно, спорная, но имеющая широкое хождение. Недаром виртуальные поклонники Бритни Спирс пустили слух о ее смерти в один день с Джексоном. Не столь прекрасной стала некогда ангелоподобная Бритни, и кому-то захотелось увековечить ее светлый образ прежде, чем девушка войдет в 50-й размер и не будет вылезать из психиатрических клиник. Правда, сделали это бритниевские фанаты как-то чересчур топорно, чем и навлекли на себя справедливый гнев общественности.

У Боурна та же идея оформлена с такой элегантностью, что возражать не хочется. Хочется созерцать безупречную картинку (костюмы и декорации Леза Бразерстоуна, выдержанные в серо-бело-черной гамме, сами по себе претендуют на звание иконы стиля). Слушать высококлассную игру инструментального ансамбля под управлением Крейга Эдвардза . И любоваться отлично сделанными мужскими дуэтами. Особенно хорош тот, где телосплетения Дориана и Бэзила фиксируются на пленке и отображаются на огромном экране - от гомосексуальной пошлости Боурна, как всегда, спасает здоровая ирония.

Комментарии
Прямой эфир