Оперный певец Пласидо Доминго: "Если я остановлюсь передохнуть - заржавею…"
Знаменитый испанский тенор Хосе Пласидо Доминго Эмбиль побывал в России и дал единственный концерт в подмосковном концертном зале "Барвиха Luxury Village". Против ожиданий среди публики можно было увидеть немного богатых и знаменитых. Главными звездами в партере были Зураб Соткилава, пришедший на концерт вместе супругой Элисо, и Елена Образцова в сопровождении гендиректора Михайловского театра Владимира Кехмана. После того как Образцова подошла к сцене и публично подарила Пласидо Доминго, с которым вместе пела много лет на лучших сценах мира, старинный золотой кулон с ликом Мадонны, он так расчувствовался, что едва смог взять себя в руки, чтобы исполнить следующий номер... А программа была сложнейшая, хотя и шлягерная. Арии и дуэты из итальянских и французских опер - в первом отделении и фрагменты из испанских сарсуэл - во втором. Главным хитом, доведшим аудиторию до абсолютного экстаза, конечно же стало ариозо Германа из "Пиковой дамы": "Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой...".
Зал захлебнулся от восторга. Представить себе, что испанец способен столь глубоко и чувственно, без малейшего акцента исполнить русскую музыку, просто невозможно. После этого публика была готова на все - и слушать скромные соло сопрано из Аргентины Вирджинии Тола (певец приметил ее на своем конкурсе Operalia в 2000 году и теперь привез в Россию), и петь вместе с ним хором "Бесаме мучо" и "Гранаду", получая в ответ великодушные улыбки звезды...
После концерта Пласидо Доминго дал эксклюзивное интервью обозревателю "Известий".
вопрос: Начиная с 1974 года, когда в Москве гастролировал театр La Scala, вы уже не раз бывали и в российской столице, и в Санкт-Петербурге. Какой из этих визитов оказался для вас самым памятным?
ответ: Конечно, первый! Как первая любовь. И это при том, что люди на улицах были очень мрачными и неприветливыми. Но, Боже, какими же восторженными и благодарными они оказались в театре... Нескончаемую овацию после "Тоски" я не забуду никогда. А после спектакля до гостиницы, как сейчас помню - "Метрополь", меня провожала толпа - наверное, человек пятьсот. Все старались мне что-то подарить - шоколадку, цветы, такую маленькую babushka, у которой внутри тоже деревянные фигурки. Было невероятно трогательно. Охрана - московские полицейские - вела себя крайне грубо. Чтобы они не трогали людей, мне приходилось кричать: "Net, tovarisch! Net!". Сейчас, конечно, Москва сильно изменилась. Люди на улицах улыбаются гораздо чаще, а девушки носят очень коротенькие юбочки. А я бы многое отдал еще за одну "Тоску" в том Большом театре. Такое искреннее радушие дорого стоит.
в: Вас любят по всему миру. В Мексике, например, на одной из площадей будет установлено ваше скульптурное изображение в натуральную величину...
о: Я очень польщен. Но, пожалуй, я не достоин такого проявления почитания. Уж как-то все преувеличено. В конце концов, куда торопиться? Ведь я еще жив.
в: Как вы считаете, что сделало вас первым тенором мира?
о: А я первый тенор? Не задумывался об этом. Я просто делаю то, что обожаю, что умею, что я счастлив делать. Спасибо небесам за такую судьбу. Дарить людям радостные мгновения - огромная привилегия, за которую я очень благодарен и которую весьма ценю.
в: Кто ваш любимый тенор?
о: Думаю, наиболее выдающаяся карьера сейчас у Роландо Виллазона, мальчика из Мексики, - он победил на моем конкурсе Operalia. Сегодня Роландо двигается к вершинам просто-таки с космической скоростью, хотя иногда его подводит здоровье. Он прекрасно, просто, дружелюбно и радостно держится на сцене - это меня привлекает. Импонирует он мне еще и потому, что разделяет ценности, которые я пронес через всю мою жизнь.
в: Какие именно?
о: Быть верным делу, которому служишь. И все в жизни делать с любовью...
в: Вам приписывают авторство одной странной "любовной диеты"...
о: Я, кажется, догадываюсь, о чем вы говорите: "Ешьте меньше, больше занимайтесь любовью". Честное слово, я такого никогда не говорил и даже так не думал. В конце концов, если переусердствовать с занятиями любовью, надо же чем-то восполнять утраченные силы... И как тут не есть? Я контролирую свой вес исключительно самодисциплиной.
в: Вы поете от любви или для того, чтобы вас любили?
о: Что меня действительно мотивирует - возможность дарить людям магию, радостные моменты жизни. Знать, что люди оставляют свои беды и заботы, чтобы прийти и послушать меня, окунуться в романтический мир...
в: Вы только что пополнили свой гиннессовский список новой ролью в опере Генделя "Тамерлан". Откуда вы черпаете отвагу для новых партий?
о: Не знаю. Я, видимо, не могу жить без движения. Мне кажется, если я остановлюсь передохнуть - заржавею и уже не смогу шевельнуться. А новая работа - это новые эмоции, страсть - все то, чем я живу. Мне безумно интересно работать с разными людьми, все время открывать для себя что-то новое. К тому же публика меня всегда вдохновляет, где бы я ни выступал и что бы ни пел.
в: Правда ли, что октябрьское выступление в Симоне Бокканегра" Верди станет завершающим в вашей певческой карьере?
о: Пару лет назад я был в этом уверен практически на сто процентов. А по мере приближения спектакля моя уверенность становится все скромнее. Хотя, ей-богу, тому, что я до сих пор пою - пусть 70-летие уже дергает меня за бороду, - я удивлен не меньше, чем публика. Когда профессиональная деятельность подходит к концу, надо оставить ее без сожаления. И с гордостью и радостью поведать детям и внукам о том, что ты сделал в этой жизни.
в: Как бы вы прожили день, в котором не было бы музыки?
о: Не могу представить себе такой день. Не могу жить без музыки, как без воздуха. Уезжая в отпуск всего на пару недель в году, я не раз обещал себе по-настоящему отдохнуть, просто-таки не раскрывать рта. Но уже через три дня ловил себя на том, что пою в душе и сам себе задаю вопрос: "Что же ты делаешь? Сегодня не твой выход".
в: В 2005 году вы озвучили мультфильм "Истоки небес", два года спустя учили оперному пению Гомера из популярного мультсериала "Симпсоны", а в прошлом году вместе с Сальмой Хайек снялись в кинокомедии "К югу от границы". На какие неожиданные поступки вы еще способны?
о: Не знаю. С "Симпсонами" мне пришлось много повозиться. Первоначальный вариант сценария был ужасен - авторы, видимо, не имели ни малейшего представления об опере. Когда я понял, что уже безвозвратно задействован в этом проекте, мне пришлось самому переписать сценарий. А вот в кино я снимался с большим удовольствием и с интересом продолжил бы это занятие. Участвовать в фильме Педро Альмадовара или Вуди Аллена было бы для меня наслаждением. Как и прокомментировать победный матч мадридского "Реала".
в: Вы такой заядлый болельщик?
о: Да, это настоящая болезнь. Если бы у меня не вышло с оперой, я точно стал бы футболистом...
в: А вы могли бы отужинать в ресторане, где проигрывают лишь ваши записи?
о: С большой долей вероятности я сбегу. Если же вы хотите, чтобы я остался, дайте мне услышать голос Лучано (Паваротти. - "Известия"). К сожалению, судьбой ему было предначертано рано уйти. Все мы - его друзья, близкие, многочисленные поклонники - скорбим. Он был великим певцом. Может быть, лучшим на Земле.
в: Ваша любимая опера сегодня?
о: Не могу ответить на этот вопрос. Это как спросить у отца: "Кого из своих детей ты любишь больше?" К примеру, "Парсифаль" - произведение неизмеримого великолепия, но то же самое я могу сказать и про "Отелло". Для меня самая важная опера - та, которую я пою в данный момент. Наверное, в этом ответе я банален, но так оно и есть.
в: Вас не тяготит, что абсолютное большинство ваших героев погибает на сцене?
о: В жизни я счастливый человек, но на сцене привык страдать - мне это даже нравится. Вообще сцена - это место насилия, страданий, больших печалей и трагедий. Было бы здорово, если бы все это мы могли бы оставить в рамках спектаклей, а в реальную жизнь забрать только радость.
О чем пел Доминго
Главными звездами в партере "Барвиха Luxury Village" были Зураб Соткилава с супругой Элисо, и Елена Образцова. После того как Образцова подошла к сцене и подарила Доминго, с которым пела на лучших сценах мира, старинный золотой кулон с ликом Мадонны, он так расчувствовался, что едва смог взять себя в руки, чтобы исполнить следующий номер... А программа была сложнейшая - арии и дуэты из итальянских и французских опер и фрагменты из испанских сарсуэл. Главным хитом, доведшим аудиторию до абсолютного экстаза, стало ариозо Германа из "Пиковой дамы": "Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой..." Зал захлебнулся от восторга. Представить себе, что испанец способен столь глубоко и чувственно, без малейшего акцента исполнить русскую музыку, просто невозможно. После этого публика была готова на все - и слушать скромные соло сопрано из Аргентины Вирджинии Тола, и петь вместе с Доминго хором "Бесаме мучо" и "Гранаду", получая в ответ великодушные улыбки звезды...