Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Глава МЧС назвал работу по подготовке к паводку в Курганской области качественной
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Херсоне и Сумской области
Происшествия
В Невском районе Санкт-Петербурга перевернулась бетономешалка
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

А теперь - "горбатый"

Личный "Запорожец" Владимира Путина, установленный на постамент, можно теперь увидеть у Константиновского дворца в Стрельне. "Ушастого" перегнали в Петербург из Москвы на лето. На "Запорожце" Володя Путин ездил, учась на третьем курсе юрфака. Машины, известные всем по анекдотам, любит не только экс-президент. В кризис "Запорожцами" заинтересовались коммерсанты. Они появляются на деловых встречах на дешевой ретро-технике. Уже 8 лет любителей "Запора" объединяет необычный клуб, в котором посчастливилось побывать корреспонденту "Известий" Сергею Андрееву
0
Фото: Сергей Андреев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Личный "Запорожец" Владимира Путина, установленный на постамент, можно теперь увидеть у Константиновского дворца в Стрельне. "Ушастого" перегнали в Петербург из Москвы на лето. На "Запорожце" Володя Путин ездил, учась на третьем курсе юрфака. Машины, известные всем по анекдотам, любит не только экс-президент. В кризис "Запорожцами" заинтересовались коммерсанты. Они появляются на деловых встречах на дешевой ретро-технике. Уже 8 лет любителей "Запора" объединяет необычный клуб, в котором посчастливилось побывать корреспонденту "Известий".

Любовь с первого взгляда

Людей, одержимых любовью к необычным машинам, собрала петербурженка Ольга Лукьяненкова. Много лет назад она - профессиональный водитель - даже представить себе не могла, что круглый год будет ездить по Петербургу на "горбатом" "Запорожце". По словам Ольги, сейчас в северной столице лишь один экстремал, готовый эксплуатировать "горбатого" и зимой и летом, - она. Все остальные члены клуба садятся в маленький салон по большим праздникам.

- Эта история началась в конце 1990-х, когда подыскивали машину для нашей семьи, - вспоминает Ольга Лукьяненкова. - Долго думали, какую модель выбрать, и смотрели самые различные автомобили, тем более что денег у нас тогда было совсем немного. На "Запорожец" 1967 года выпуска вышли совершенно случайно. По объявлению пришли в очередной гараж, хозяин распахнул ворота, и там я увидела его. Машина была в хорошем состоянии, такая маленькая и кругленькая. У хозяина была масса литературы, он рассказал много интересного про "горбатые" "Запорожцы" и к тому же попросил за него всего 200 долларов. Я работала тогда водителем на грузовике и привыкла, сидя в кабине, смотреть на остальных автомобилистов свысока. Под "Запорожец" мне пришлось подстраиваться почти 2 месяца, а потом я поняла, что эта машина просто идеальна для двоих и даже для семьи с маленьким ребенком. До сих пор уверена, что "горбатый" "Запорожец" - это мое, никому его не отдам.

"Запорожец" спас жизнь

Ставшая счастливым обладателем древней машины дама столкнулась с проблемой поиска запчастей.

- Как-то ночью меня просто озарило, - рассказывает Ольга. - Я решила объединить всех любителей маленьких и круглых "Запорожцев" в клуб. Оказалось, что таких людей не так уж и мало. Последние шесть лет многое изменили. Если в 1990-е люди относились к этим машинкам исключительно как к самому дешевому средству передвижения, то теперь их воспринимают как антиквариат. При этом старая техника очень надежна. На трассе "горбатого" запросто можно разогнать до 120 км в час. Я ездила на нем на Украину и даже в Сочи. А это 2500 км в одну сторону. Такие автомобили обычно сравнивают с современной "Окой". Точно могу сказать, что новинка, по сравнению со стареньким "Запорожцем", просто жестяной гроб.

Истории, описанные в множестве анекдотов о ДТП, случаются с владельцами "Запорожцев" регулярно. Не так давно, к примеру, один из членов необычного клуба попал в аварию с участием огромного внедорожника. Владелец иномарки не пропустил маленького "Запорожца" на перекрестке. От удара автомобиль перевернулся несколько раз и замер на боку.

- Владельца иномарки с места катастрофы увезли на "скорой", а его машину на эвакуаторе, - рассказывает Ольга. - А "Запорожец" и его водитель ушли своим ходом. На маленькой машинке даже стекло не разбилось и прекрасно работал двигатель. Сотрудник милиции, осматривавший место ДТП, сказал, что если бы на месте "Запорожца" был другой автомобиль, то все, кто находился в нем, неминуемо погибли бы. Ведь в 1960-е машины делались на совесть! Некоторое время их вообще выпускали из луженого железа. Металл не поддается коррозии. Получается, что "Запорожцы" практически вечны.

Ездят на них и богатые

Впрочем, чаще владельцы "Запорожцев" попадают в куда более веселые истории. Один член клуба на любимой машине въехал в зад "Мерседесу". У владельца иномарки, вышедшего из салона, едва ли не началась истерика при виде "горбатого" транспортного средства. "Мерседес" при этом не пострадал, зато "Запорожец" практически лишился передней части. Веселый мерседесовладелец заявил, что готов купить "горбатого" и сделать из него брелок на память о веселой встрече. Каково же было удивление коммерсанта, когда он узнал, что даже за сильно побитую машину ему придется заплатить как минимум 800 долларов.

- Естественно, столько стоит "горбатый", приведенный в надлежащий вид, - рассказывает Ольга. - А вот грязный и некрашеный "Запорожец" у хозяев можно забрать просто за самовывоз или за чисто символическую плату. Сейчас в Петербурге около 4 тысяч таких машин. Мне удалось найти телефоны восьмисот владельцев "Запорожцев", живущих во Фрунзенском районе. Обзвонив их, я выяснила, что из всех машин на ходу всего семь. Восстановленная машина приобретает совершенно другую ценность. У нее свой особый и ни с чем не сравнимый шарм. Ездить на таких любят даже богатые. В нашем клубе состоят несколько достаточно известных коммерсантов, которые ездят на "Запорожцах" на деловые встречи. Им нравится удивлять своих партнеров, а смеются над владельцами "горбатых" недальновидные люди. Эта ретро-техника с годами будет только дорожать.

Впрочем, по словам Лукьяненковой, понимают это немногие. Россияне относятся к старым автомобилям исключительно как к металлолому, и хорошие машины, которые легко восстановить, ждет свалка. Две недели назад какие-то отморозки в Зеленогорске, развлекаясь, расстреляли "горбатый" "Запорожец" из огнестрельного оружия, а затем сожгли его.

- Так называемые "мыльницы" - автомобили ЗАЗ-968 ждет та же судьба, - считает Ольга. - К ним относятся, как к хламу, а когда их будет совсем мало - тоже станут раритетами.

Уважают иностранцы и милиционеры

Если большинство россиян воспринимает маленькие машинки исключительно как составную часть анекдотов, то иностранцы относятся к ним достаточно трепетно. Ведь в течение длительного времени "Запорожцы" выпускались и в экспортном варианте. Множество "горбатых" отправилось во все страны социалистического лагеря и в Финляндию. Там также существуют свои клубы любителей "Запорожцев". Питерские владельцы "горбатых" при этом мечтают устроить автопробег по Финляндии и показать тамошним горячим парням, что у нас тоже умеют беречь хорошую технику.

Есть в езде на "Запорожцах" по российским дорогам и еще один существенный плюс. По словам членов необычного клуба, милиционеров на дороге они могут не бояться. Небольшие машинки стражи порядка тормозят исключительно из любопытства. Многие люди в форме даже не спрашивают у водителей документы, а просятся за руль, для того чтобы попробовать "Запорожец" в движении.
Комментарии
Прямой эфир