Застенчивость - ее подруга
На выставке "Вне поля зрения", открывшейся в Московском музее современного искусства, художница Франческа Леоне преодолевает "комплекс дочери знаменитости" - великого кинорежиссера Серджио Леоне.
Застенчивость итальянской художницы аннотирована устроителями в красках и с подробностями, достойными учетной книги психоаналитика. Биографический очерк рассказывает о длительных поисках себя, тяжком грузе родительской славы (мало того что папа - всемирно известный кинематографист, так еще и мама - экс-прима-балерина Римской оперы). Франческа учится то на сценографа, то на художника по фарфору, то на живописца, постоянно отодвигая таким способом начало сольной творческой карьеры. Наконец набирается решимости и появляется на итальянской арт-сцене с крупноформатными картинами, которые сразу приобретают популярность.
Персональная выставка в Москве стала для Франчески Леоне первой зарубежной гастролью. Три десятка холстов представляют ступени эволюции автора. Первым этапом в карьере были городские пейзажи с напряженно-лирическими мизансценами. Несмотря на гиперреалистическую манеру, в этих работах ощутимо влияние футуризма: художница училась у своих земляков и предшественников Боччони, Баллы, Северини. Потом настал период статичных портретов. Лица анонимных моделей взяты крупно и фрагментированно, у героев нет ни имен, ни общественного положения, ни даже выраженных эмоций. Этот цикл "сравнительной антропологии" подразумевает изживание художницей собственного эго ради растворения в персонажах. Наконец, работы последнего времени (тоже портреты) недвусмысленно намекают на буддистские взгляды автора. Образы монахов в цветных хламидах и с завязанными ртами символизируют иллюзорность мира и несущественность личности.
Видно, карма у Франчески Леоне такая - едва начав самовыражаться, прийти к бессюжетности и имперсональности. Не исключено, что здесь сказываются отголоски пресловутой застенчивости (хотя на вернисаже художница выглядела дамой вполне раскованной и обаятельной). В любом случае из тупика придется выбираться: трудно представить дальнейший путь, основанный лишь на отрицании земных чувств и удовольствий.
Друзья из России решили оказать дочери знаменитого режиссера моральную поддержку: одновременно с устройством в Москве персональной выставки художнице присвоили звание почетного члена нашей Академии художеств. Прямо скажем, мантия начинающему живописцу досталась авансом. Вероятно, с расчетом, что природа на дочери гения не отдохнет.