Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Джекпот, который нам нельзя не сорвать

Разговоры кончаются, пять приоритетов инновационного развития определены - процесс, как говорится, пошел. Но уже слышны голоса записных скептиков: почему именно эти приоритеты? Ответ прост. Направления успешного прорыва там, где есть и большой рынок, и опережающие технологические заделы. Значение масштабов потенциального рынка видно на примере драмы российского автопрома. Создание новых платформ стоит так дорого, что российского рынка просто не хватает, чтобы окупить такие затраты
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Разговоры кончаются, пять приоритетов инновационного развития определены - процесс, как говорится, пошел. Но уже слышны голоса записных скептиков: почему именно эти приоритеты?

Ответ прост. Направления успешного прорыва там, где есть и большой рынок, и опережающие технологические заделы. Значение масштабов потенциального рынка видно на примере драмы российского автопрома. Создание новых платформ стоит так дорого, что российского рынка просто не хватает, чтобы окупить такие затраты.

Рынок технологий энергосбережений и энергоэффективности почти безграничен. Россия, где отставание в них просто ужасающе, хороший плацдарм для раскрутки новых технологий. Новая глобальная технологическая волна, по оценке ведущих экспертов, революционизирует производство и эффективность использования энергии. Тот, кто выведет на мировой рынок прорывные технологии, сорвет джекпот.

И здесь у России есть реальный шанс. Дело не только в советском наследии создания передовой энергетики. Здесь как раз многое утрачено. Но даже за последние годы в целом ряде сегментов созданы перспективные заделы. Например, возможность кардинального повышения надежности и пропускной способности существующих ЛЭП. Заделы нужно превратить в коммерческие продукты, вывести на рынок.

Ренессанс ядерной энергетики в мире, планы строительства многих десятков реакторов - большой шанс дня наших атомщиков. У них есть что предложить. Новые поколения наших реакторов вполне конкурентоспособны: и надежнее, и эффективнее конкурентов. Альянс с "Сименсом", который знает толк в бизнесе, тому явное подтверждение. Есть и совершенно уникальные рыночные ниши. На базе реакторов средней мощности (здесь мы безусловные лидеры) можно создавать локальные энергосистемы. Серийно строить реакторы и энергоустановки на заводе и полностью готовые модули транспортировать по воде к месту эксплуатации. Рынок для них есть, нужно напрячься, сорганизоваться и занять его.

Вполне очевиден резон выбора ракетно-космической отрасли. И дело здесь не только в великом наследии, терять которое действительно просто преступно. Без нее нет обороноспособности. И дело не только в числе и качестве стратегических вооружений. Обороноспособность сегодня больше зависит от средств космической разведки, связи и целеуказаний. Глобальный статус России прямо зависит от нашей возможности предложить альтернативу аналогичным американским системам. Отсюда столь напряженное внимание к ходу создания и к качеству ГЛОНАСС.

Есть и серьезные коммерческие перспективы. Россия уже получила серьезный сегмент рынка коммерческих запусков. Задача расширить его и продвинуться на рынок коммуникаций.

Нет особых сомнений и в выборе медико-биологического направления. И дело не только в снижении зависимости от импорта, а в большом потенциале импортозамещения. Нужно иметь в виду, что новые технологии, способные надолго продлить жизнь, вероятно, вольются в новую глобальную технологическую волну. Спрос здесь огромен - люди за продление жизни отдадут последнее. Компании, которые выведут новые лекарства и технологии на мировой рынок, поднимутся на вершину успеха.

Но мы-то тут причем? - скажут скептики. Но коммерческий успех "Арбидола", заработавшего миллиард долларов, - история российского успеха. Но его повторение, а тем более преумножение требует сложного соединения усилий ученых и бизнесменов. А с этим как раз и засада.

Где оно есть - там успех. "Лаборатория Касперского" - пример успеха еще в одной избранной области - стратегических информационных техно-логий.

Направления выбраны правильно, но дорогу нужно еще пройти. Чтобы получить результат, избежать пресловутой "распиловки бюджетов", нужно создать правильные инструменты. Под действительно неустранимые инновационные риски списать можно любые бюджеты. Нужно вникнуть в нашу ситуацию, увидеть реальные барьеры, выстроить реалистичную цепочку, связывающую исследования и их коммерческие результаты.

Прежде всего нужно четко отделить коммерческие проекты от тех, которые реализуются в интересах обороны и национальной безопасности, исключив при этом спекуляции на национальных интересах.

Общая формула российского успеха - создание продуктов и технологий, прямо основанных на фундаментальных достижениях. Прикладные улучшения удаются редко.

Но здесь как раз и барьер. Барьер между фундаментальными исследованиями, которые, как им и положено, преумножают знания, и требованиями рынка. Чтобы придать базовым достижениям прикладное измерение, нужно между исследователями, с одной стороны, и заказчиками, инвесторами, с другой - создавать целый слой структур, выискивающих потенциальные продукты, исследующих требования рынка, задающих разработчикам его требования. Только что в "вышке" защищались мои студенты, которые успешно проделали такую работу для проектов Института высоких температур РАН. Эксперимент показал, что это путь к успеху в технологическом бизнесе. У ученых же нет ни навыка такой работы, ни денег заплатить экспертам.

Государству нужно немного потратиться, чтобы создать такие структуры. Может быть, стоит даже пойти на создание государственного центра по аналогии с американской DARPA. Он сможет оценивать коммерческие перспективы проектов, доводить их до конечного продукта, используя государственную поддержку. При правильном ведении дел, это может стать даже успешным бизнесом.

Другой барьер - низкий спрос на российские инновационные технологии. Слов нет, резоны есть: недоведенность продуктов, слабость сервиса и т.п. Отчасти отсюда нежелание связываться с отечественными разработками. К этому добавляются и прочные связи менеджмента "крупняка" с представителями зарубежных компаний. Нужно создать мощные стимулы для технологического импортозамещения. Стимулы, значимые для собственников компаний, их высшего руководства, которые смогут переломить привязанность своего менеджмента к импортным технологиям. Может быть, стоит подумать о налоговых льготах, привязанных к уровню импорта в издержках.

Следующий барьер - отсутствие проектного финансирования. Даже при наличии спроса на инновационный продукт невозможно обеспечить сквозное финансирование: от исследования до запуска в производство. Здесь следует создать механизм государственных гарантий по тем проектам, где ясно видна коммерческая перспектива.

И еще барьер - создание эффективной экспертизы. Экспертов, объясняющих, почему сделать нельзя, много, а тех, кто умеет проложить дорогу к успеху, явная нехватка. Этот барьер еще плохо осознан, но он подчас перегораживает дорогу к успеху.

Принятые инновационные приоритеты, запускаемые проекты дают возможность строить национальную инновационную систему с двух концов. Не только развивать необходимое законодательство, нормативную базу, но и без доктринерства, на базе практического позитивного и неизбежного негативного опыта, взращивать институты и инструменты, необходимые для раскручивания маховика российских инноваций.

Раскрутим, добьемся успеха, перестроим экономику.

Комментарии
Прямой эфир