Фурор итальянца в СССР
Знаменитый тенор приехал в СССР на мощной волне "оттепели". В 1957 году прошел эпохальный фестиваль молодежи и студентов, а год спустя - Первый конкурс имени П.И.Чайковского. Итальянец стал первым западно-европейским певцом, кто спел в Большом театре. Он хотел еще раз приехать в Москву, а также увидеть Ленинград и Киев, но чудо не повторилось.
Кто из высших партийных чиновников дал добро на визит итальянца и в какую сумму он обошелся государственной казне, скрыто под замками архивов уже не существующего советского Министерства культуры. Но до сих пор выступления Дель Монако остаются едва ли не самой яркой гастролью в истории первого театра страны в ХХ веке.
В книге "Моя жизнь, мои успехи" Дель Монако рассказывает, что был крайне удивлен приглашением посетить Советский Союз. "Только что закончилась "холодная война". Итальянский президент Гронки еще не ездил в Москву, а отношения между Италией и СССР были слабыми и не всегда теплыми".
И все-таки Дель Монако приглашение принял. Прибыл в Москву на поезде из Тревизо, так как всю жизнь панически боялся летать на самолетах, вместе со своей верной спутницей женой Риной. Правда, когда ехал по нашим просторам, и видел повсюду женщин, кладущих шпалы, пришел в такой неподдельный ужас, что хотел вернуться с полдороги. Жена его едва удержала.
В Большом театре Дель Монако предстояло спеть четыре спектакля: два раза "Кармен" Бизе на основной сцене и дважды "Паяцев" Леонкавалло в филиале (теперь Театр Оперетты). Естественно, все представления прошли с безумными аншлагами. Дель Монако вспоминает: "На премьеру "Кармен" приехал Хрущев. Ему действительно очень понравилось, и он аплодировал от всей души. Но и успех у публики был грандиозный. После одной из арий аплодисменты не прекращались минут двадцать - рекорд, который вполне мог бы быть занесен в Книгу Гиннесса".
Конечно же визит итальянского гостя в театре вызвал переполох. Драчка между солистами (особенно солистками) за возможность выйти на сцену со знойным тенором разыгралась почти кровавая. Но список счастливчиков официальным приказом спустили сверху. Кармен пела Ирина Архипова, Микаэлу - Ирина Масленникова, Эскамильо - Павел Лисициан, а дирижировал Александр Мелик-Пашаев.
Ирина Архипова вспоминает, что в театре была очень нервозная обстановка - волновались, какое впечатление произведут советские артисты на иностранца. Так, молодой певице попало от руководства за то, что на первую репетицию пришла в простеньком ситцевом платье. Поэтому на следующий день пришлось приодеться и даже первый раз в жизни сделать маникюр...
Для Ирины Архиповой выступление с Марио Дель Монако стало стартовым для ее международной карьеры. Советская Кармен так понравилась итальянцу, что по его настоянию через полтора года, в декабре 60-го, пела вместе с ним уже в Неаполе. Немудрено, что Архипову долгие годы преследовал миф о бурном романе с Дель Монако. Но эту тему прославленная певица оставляет без комментариев.
После "Паяцев" восторг публики достиг масштабов всеобщего помешательства. Море людей ожидало певца перед филиалом Большого театра, чтобы устроить овацию. Увидев эту картину, Марио открыл окно своей гримерной и спел прекрасную неаполитанскую песню "Ты, которая не плачет".
Дель Монако вспоминает, что ему буквально не давали выйти из театрального подъезда. В итоге звезду посадили в милицейскую машину, и та с включенной сиреной помчалась во весь опор. "Я испытал веселую жуть от того, что являюсь пассажиром такой машины. Когда мы подъехали к отелю "Националь", обнаружилось, что наш замысел удался лишь наполовину. Еще сотни людей ожидали меня перед гостиницей, скандируя мое имя. Водителю пришлось мастерски лавировать в толпе, дабы подвезти меня к самому входу, никого при этом не задев", - рассказывает певец.
"Паяцы", которыми дирижировал Небольсин, Дель Монако пел вместе с Леокадией Масленниковой. Но в отличие от Ирины Архиповой она никогда не рассказывала об этом эпизоде своей биографии. В ее мемуарах лишь одна фраза, относящаяся к 1959 году, - о том, что она очень гордится честными и смелыми речами Хрущева в Америке...
Когда после заключительного спектакля Дель Монако все-таки оказался в гостиничном номере, где в свое время останавливалась Элеонора Рузвельт, он понял, что невольно становится виновником нарушения общественного спокойствия. Люди на улице продолжали настойчиво требовать Марио. "Пришлось открыть окно, - вспоминает Дель Монако. - Стояла самая короткая ночь года, всегда вызывающая у жителей северной Европы радостное волнение. Я поднял руки к небу. Раздался гул одобрения, и тут же наступила тишина. Передо мной сияли башни Краской площади. Не скрою, что меня охватил какой-то упоительный восторг, и я запел "O, sole mio!" для незнакомых людей, которых я вдруг стал ощущать своими самыми близкими друзьями. Часы показывали половину первого ночи..."
С тех пор многое изменилось. Теперь мы точно знаем, сколько очередная знаменитость получает за вояж в Россию и что у нее в меню. Но, конечно, не рассчитываем, что распахнется окно и артист даст концерт под звездным небом. Да и дежурить под окнами уже не принято...