"Авроре" такое не снилось
Минувший XIII экономический форум в Петербурге неожиданно "выстрелил" неделю спустя. В ночь на субботу, 6 июня, легендарный крейсер "Аврора" принимал VIP-гостей. К гуляньям в музейно-дворцовых залах Питер привык, но "Аврора" имеет еще и статус военного корабля. Поэтому "продолжения банкета" потребовала прокуратура Ленинградского военного округа.
Наверное, вечеринка и впрямь удалась. "Такого масштабного наплыва людей этот крейсер не знал с 1917 года", - пишет о ней журнал "Русский пионер". Собственно, годовщина издания и отмечалась на борту "Авроры" в ночь на 6 июня.
Отчет о мероприятии был днем позже опубликован в журнале: "...Собрался весь бомонд и бизнес-элита Петербурга...
К началу концерта приехала Валентина Матвиенко... Потом вместе с Эльвирой Набиуллиной подтанцовывала вместе с остальными". Ведущей вечеринки, как следует из репортажа, была Тина Канделаки, музыкальное сопровождение обеспечивал Шнур с новой группой "Рубль". Кульминацией стало массовое ныряние в Неву сильно разгоряченных людей в деловых костюмах. Нырнувших возвращали на палубу "Авроры" матросы на катере".
А и правда: чего такого особенного произошло в городе? В целом, отметим, все было достаточно мило. Как сообщил "Известиям" начальник музея на "Авроре" Лев Чернавин, когда он наутро пришел на работу, на крейсере было чисто, не осталось и следа от ночных пиршеств. Тем не менее на публикацию о банкете на "Авроре" вдруг отреагировала военная прокуратура, инициировав проверку и пообещав: если факт подтвердится, то будут приняты "меры прокурорского реагирования".
В чем дело? Эка невидаль - VIP-праздник в стенах музея! Считается, что моду на такие празднества пять лет назад закрепил Герман Греф, в ту пору - глава Минэкономразвития, отпраздновав свадьбу с фейерверком в Петергофе.
Как выяснили "Известия", такого рода удовольствия в Питере доступны не только очень важным персонам, но и просто персонам обеспеченным. Стоит лишь обратиться в любую из посреднических фирм, у которых прочно налажены контакты с музеями. В одну такую компанию мы и позвонили. И там любезно согласились предоставить для банкета любой из дворцов Петербурга - Таврический, Константиновский, Николаевский, Шереметевский, Мраморный, Белосельских-Белозерских, даже Смольный собор и Филармонию имени Шостаковича. Кто хоть немного знаком с историей и архитектурой Питера, тот поймет, что все это - не просто названия. Цена вопроса - от двух с половиной тысяч рублей на человека за еду, напитки и обслуживание плюс аренда - от 60 тысяч рублей в час. Это скромно. Дворцы-резиденции за городом - дороже. Банкет в Петергофе будет стоить от 2 тысяч евро на человека, причем человек должно быть не меньше 150. Правда, аренда в сумму входит. "И музейщики не будут против?" - полюбопытствовала я напоследок. Девушка на том конце провода горячо заверила: "Нет-нет, что вы, у нас все проблемы уже решены!"
Однако "Аврора" - другой случай. Музей - это часть боевого корабля. Экипаж судна подчиняется командованию Ленинградской военно-морской базы.
Начальник музея Лев Чернавин заявил "Известиям", что у него и его коллег 5 июня был выходной, поэтому он знать не знал о том, что происходило на вверенном крейсере в его отсутствие. "Нас, то есть музея, это не касается, это все - на совести военных", - отрезал Лев Чернавин. Но источник на Военно-морской базе сказал "Известиям": "Я точно знаю, что никаких запросов командованию не поступало и никаких разрешений мы не давали". При этом он признал: корпоратив на "Авроре" - не редкость. "Там банкеты постоянно проходят, но никаких бумаг на этот счет никто не оформляет, все - по устной договоренности".
Однако сайт "Сноб" со ссылкой на "главного русского пионера" Андрея Колесникова пишет: "На момент проведения праздника у редакции "Русского пионера" были все официальные документы от тех, кто имел право разрешить этот праздник на крейсере".
Были или не были документы, прокуратура ответит через 10 дней. Ничего, "Аврора" подождет. Дольше ждала.
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
"Аврора" вошла в историю как "символ Октябрьской революции". Судно сошло со стапелей в 1900 году, принимало участие в русско-японской войне. До 1912-го на нем проходили практику гардемарины. Во время Первой мировой войны крейсер продолжал воевать. После революции "Аврора" служила учебным кораблем для будущих военных моряков и много путешествовала. Во время Великой Отечественной боевой корабль вернулся в строй: он защищал Ленинград. В 48-м году крейсер был поставлен на "вечную стоянку", а спустя 17 лет на его борту открылся военно-морской музей. Корабль был награжден Красным знаменем в 1924 году и орденом Красного Знамени - в 1927-м. В 1992-м на нем был поднят Андреевский флаг. Сейчас "Аврора" снова "учит" гардемаринов - воспитанников Нахимовского училища.