Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Кащенко - персонаж фольклорный

Медики со всей России собрались в эти дни в Петербурге, для того чтобы отметить сразу два праздника - 150-летие психиатра Петра Кащенко и 100-летие больницы в поселке Сиворицы, которая носит его имя. В канун юбилея врачи попытались развеять сразу несколько мифов, связанных с российской психиатрией вообще и именем Петра Петровича в частности. Медики уверены в том, что почти половина их пациентов может жить среди обычных людей, лишь изредка прибегая к врачебной помощи. Вот только общество наше к подобным экспериментам пока не готово
0
Иосиф Виссарионович с цветами и фотоаппаратом в руках
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Медики со всей России собрались в эти дни в Петербурге, для того чтобы отметить сразу два праздника - 150-летие психиатра Петра Кащенко и 100-летие больницы в поселке Сиворицы, которая носит его имя. В канун юбилея врачи попытались развеять сразу несколько мифов, связанных с российской психиатрией вообще и именем Петра Петровича в частности. Медики уверены в том, что почти половина их пациентов может жить среди обычных людей, лишь изредка прибегая к врачебной помощи. Вот только общество наше к подобным экспериментам пока не готово.

Тюрьму заменили постелью

В Петербурге находится всего одно - самое маленькое отделение психиатрической больницы, носящей имя Петра Кащенко. Все остальные, рассчитанные более чем на полторы тысячи коек, располагаются в поселке Сиворицы Гатчинского района.

- Петр Кащенко - настоящий фольклорный персонаж, - рассказывает главврач Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы № 1 Олег Лиманкин. - Если у ближнего что-то не так, сразу говорят: "Пора тебе в Кащенко!". Практически у всех он ассоциируется с добрым, снисходительным и понимающим дедушкой. Тот же доктор Айболит, только помогает не животным, а тем, у кого с головой проблемы. Биография Кащенко была фактически переписана в годы советской власти. К юбилею великого медика мы издали несколько книг, в которых рассказываем правду о его жизни.

Несмотря на отмену крепостного права, прогрессивные реформы и технический прогресс, в нашей стране психиатрия оставалась пенитенциарной. Психиатрические больницы больше напоминали тюрьмы. Все лечение сводилось к тому, что людей сажали под замок, связывали и обливали водой.

- Петр Кащенко совершил революцию, - говорит Олег Лиманкин. - Именно ему удалось убедить власти в том, что психически больные люди нуждаются в постельном, а не тюремном режиме, и воздействовать на них нужно не палками и кандалами, а лекарствами, уходом и прогулками. Все это было реализовано здесь, в Сиворицах. Длительное время имя Кащенко носила еще одна психиатрическая больница - расположенная в Москве. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной.

Больница возродилась из-за имени

В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России. Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации.

- Все это не имеет никакого отношения к реальности, - говорит Олег Васильевич. - В молодости Кащенко участвовал в студенческом движении, за что был исключен из университета. Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады.

Столетие назад в древней усадьбе появилась больница, не имевшая аналогов в России. Деньги на устройство лечебницы Кащенко получил от санкт-петербургского земства. За 200 тысяч рублей город приобрел усадьбу промышленников Демидовых. Еще миллион рублей золотом ушел на устройство самой больницы. Старинный особняк окружили маленькие домики в стиле модерн. В них и располагались палаты. По сей день на территории больничного комплекса располагается 21 памятник истории и культуры федерального и местного значения. Возродиться из пепла они смогли, лишь благодаря имени Петра Кащенко.

Самые драматические страницы истории психиатрической больницы в Сиворицах связаны с Великой Отечественной. В усадьбе, оказавшейся в тылу 18-й армии вермахта, осаждавшей Ленинград, развернули военный госпиталь. Более полутора тысяч душевнобольных стали жертвами фашистов. Только 20 ноября 1941-го немцы казнили 900 пациентов. Остальных уничтожали поэтапно. До освобождения Сивориц в 1944-м дожили всего шестеро больных, прятавшихся у местных жителей.

- Уходя, фашисты забирали даже дверные ручки и унитазы, - рассказывает Олег Лиманкин. - Две трети зданий они успели взорвать. Восстанавливать усадьбу после этого стали лишь из уважения к личности Кащенко. Долгое время сюда направляли лишь пациентов, которым предстояло провести в больнице всю оставшуюся жизнь. Развитие больницы началось лишь с 1970-го. Тогда в Сиворицах открылось первое в СССР санаторно-реабилитационное отделение. Попасть туда больные могли, лишь отстояв большую очередь.

Они вернутся в общество

Именно реабилитационная деятельность стала главной для больницы в последние годы. Поправить здоровье в исторической усадьбе с красивым парком могут как жертвы насилия, так и люди с суицидальными наклонностями. Кроме того, в больнице им. Кащенко действует единственное на Северо-Западе России реабилитационное отделение с общежитием. Рассчитано оно на людей, утративших социальные связи из-за долгого нахождения в лечебных учреждениях. Те, кто десятилетиями жил в изоляции, заново учатся обслуживать себя и совершать поступки, кажущиеся нам обыденными, - ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, пользоваться телефоном и телевизором. В перспективе покинуть больницу могли бы около половины пациентов. Олег Лиманкин и его коллеги уверены в том, что будущее психиатрии - во внебольничной медицине.

- Мы стабильно сокращаем количество коек, хотя это нам и невыгодно, - говорит Олег Васильевич. - Ведь финансируют больницы, исходя из количества койко-мест. Большинству пациентов вовсе не требуется находиться в палате круглый год. При грамотно организованной внебольничной помощи они могли бы жить в обществе. В Италии, к примеру, последняя спецбольница закрылась в 1992-м. Сейчас там выросло поколение врачей, которые ни разу не были в психиатрической клинике. Пациентов с отклонениями лечат в соответствующих отделениях обычных больниц. Итальянское общество оказалось готовым к таким мерам. Их психбольницы тоже напоминали тюрьмы, содержание в которых являлось пыткой. Вот итальянцы и решили, что такого ужаса не надо. Та же модель реализуется в Скандинавии. Финны планируют закрыть последнюю психиатрическую больницу в 2017-м. Готово ли к таким мерам наше общество - вопрос неоднозначный. Уровень толерантности у нас такой низкий, что даже психически здоровым инвалидам приходится несладко. Жить рядом с таким больным не хочет никто. Быть может, когда-нибудь ситуация и изменится, но без работы мы точно не останемся.

Сейчас в Сиворицах проходит лечение полторы тысячи человек с самыми различными душевными заболеваниями. В усадьбе Демидова работает музей. Посетить его и погулять в старинном парке у чистого озера могут все желающие.

Пациенты рисуют Сталина

С юбилеем Петра Кащенко и основанной им больницы совпало открытие межрегиональной выставки "Талант вне диагноза". Целый месяц в Доме молодежи "Рекорд" на Лермонтовском будут демонстрироваться работы пациентов психиатрических больниц разных городов. На выставку попали работы разных лет. Почему-то в 1970-е годы в лечебницах Ярославля больные массово рисовали Сталина. В экспозицию попали портреты Иосифа Виссарионовича с цветами и фотоаппаратом в руках (на фото слева). Не менее интересны полотна пациентов с маниакальными наклонностями. Рядом со сталинскими портретами зрители могут увидеть людоедов, варящих суп из туриста, и картину "Мальчик стреляет во врача" (на фото справа).

Комментарии
Прямой эфир