Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Opel переезжает в Россию

Если прогнозы оправдаются, то российские участники получат 31% акций концерна и возможность собирать "Опели" в Нижнем Новгороде. Хорошо? Конечно. Но за такую возможность партнерам придется выложить до 7 млрд евро на оплату обязательств Opel. К тому же прежние попытки российского бизнеса купить компании с мировым именем натыкались на политическое противодействие. Увы, в Европе нас по-прежнему боятся
0
фото: photoxpress
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство Германии уже в понедельник может объявить первые итоги рассмотрения заявок на покупку Opel. Пока лучшие шансы, по общему мнению, имеет консорциум в составе канадского производителя автокомпонентов Magna International, "Группы ГАЗ" и Сбербанка России. Если прогнозы оправдаются, то российские участники получат 31% акций концерна и возможность собирать "Опели" в Нижнем Новгороде. Хорошо? Конечно. Но за такую возможность партнерам придется выложить до 7 млрд евро на оплату обязательств Opel. К тому же прежние попытки российского бизнеса купить компании с мировым именем натыкались на политическое противодействие. Увы, в Европе нас по-прежнему боятся.

За один из крупнейших немецких автомобильных концернов помимо консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк борются еще три претендента: итальянская автокомпания Fiat, объединение европейских дилеров Opel и американский инвестфонд Ripplewood Holdings LLC. Соискатели имеют на Opel далеко идущие планы. Например, Fiat кроме него собирается купить еще и американский Chrysler и вместе с ними создать одного из мировых лидеров в автопроизводстве с объемом выпуска до 7 млн автомашин в год. Руководители Magna говорят о сборке на ГАЗе 180 тыс. и продаже в России до 1 млн "Опелей" в год.

Заявки принимались до 20 мая, поэтому новых предложений не ожидается. Тем не менее борьба за победу уже идет, и очень жаркая, - почти все соперники поспешили улучшить свои заявки еще на прошлой неделе. Детали, конечно, никто не раскрывает.

Торг идет - кого уволить

Хотя, как можно догадаться, в первую очередь речь ведется о количестве сокращаемых рабочих на европейских заводах Opel. Например, Fiat, намерения которого до этого вызывали наибольшее негодование у немецких профсоюзных лидеров, свою первоначальную заявку изменил. Ответ конкурентов не заставил ждать - в пятницу генеральный директор Magna Зигфрид Вольф пообещал не закрывать убыточный завод Opel в бельгийском Антверпене и не увольнять всех его сотрудников. Немцы, понятное дело, ликуют.

- Мы видим готовность к переговорам со стороны всех участников, - заявил в пятницу очень довольный министр экономики Германии Карл Теодор цу Гуттенберг.

Не купить кота в мешке

Но за что вообще дерутся претенденты и стоит ли овчинка выделки? Пока 100% акций Opel принадлежат американскому автогиганту General Motors (GM), купившему компанию еще в 1929 году. Как известно, сейчас дела самого GM очень плохи: балансировать на грани банкротства компании помогают только выделяемые правительством США миллиарды. Одно из условий американской господдержки - GM должен до 1 июня распродать лишние заводы и договориться с кредиторами. Отсюда такая спешка с продажей Opel.

Но и сам по себе немецкий автоконцерн находится далеко не в лучшей форме. "Черная полоса" для Opel началась в 1999 году, а первую небольшую прибыль компания смогла принести лишь в 2006-м. Но вскоре грянул кризис, и в прошлом году продажи снова упали на 10%. В России по итогам четырех месяцев Opel потерял еще больше - половину продаж. Поднять их будет трудно и дорого.

Зато известно, что немецкое правительство выдвинуло соискателям аж 14 условий, среди которых - надежность финансирования сделки, вопрос о правах на патенты, планы улучшения сбыта, сохранение штаб-квартиры и основного места уплаты налогов в Германии, минимум увольнений и максимально возможное одобрение со стороны проф-союзов.

ГАЗ концы с концами сводит

В результате GM за 51% продаваемых акций победителю придется заплатить всего 650 млн евро. Зато на оплату всех долгов и социальных обязательств, по словам представителей немецких властей, потребуется еще до 7 млрд евро. Так, только в Германии на заводах Opel работают 26 тыс. человек.

В обмен на выполнение всех условий местные и федеральные власти Германии готовы выделить Opel гарантии и деньги на сумму 1,5 млрд евро. Но и это не очень много, если вспомнить, что само руководство Opel просило государство выделить не меньше 3,3 млрд евро.

А с деньгами и у российских претендентов на Opel не все в порядке. В Сбербанке прогнозируют убытки по итогам 2009 года и уже готовятся покрыть их за счет выпуска дополнительных акций. На ГАЗе дела вообще плохи - долг всей "Группы ГАЗ" превышает 40 млрд рублей. Смущает и то, что от другого "иностранного" проекта - развития коммерческих автомобилей Maxus - российская компания недавно отказалась. В итоге британский завод LDV был продан малайзийской компании. Да и широко разрекламированная Volga Siber сбыта практически не имеет. С учетом этих проектов покупка Opel будет уже третьей зарубежной автомобильной сделкой хозяина ГАЗа Олега Дерипаски.

Русских гонят налегке

Как бы то ни было, пока шансы на победу у консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк выглядят очень неплохо. Министр экономики земли Рейнланд-Пфальц Хендрик Херинг успел заявить, что заявка консорциума "более надежна и устойчива" по сравнению с заявкой Fiat. Такое же мнение, отметил Херинг, и у его коллег из других федеральных земель, где расположены заводы Opel. Карл Теодор цу Гуттенберг пока ограничился словами, что заявка консорциума Magna-ГАЗ-Сбербанк "интересна".

Но даже такие замечательные "предзнаменования" вовсе не означают, что Magna, ГАЗ и Сбербанк получат контроль над Opel. Чтобы понять, насколько предвзято относятся к российским компаниям в Европе, достаточно припомнить лишь несколько таких попыток. В 2006 году руководство увязшей в долгах крупнейшей в Европе сталелитейной компании Arcelor сначала безоговорочно поддерживало предложение о покупке, которое сделала российская "Северсталь". Но в итоге под политическим давлением в Arcelor предпочли продаться индийской Mittal Steel - несмотря на то, что за срыв сделки им пришлось выплатить "Северстали" 130 млн евро. В том же году банк ВТБ купил на открытом рынке 5% акций европейского авиакосмического концерна EADS, известного производителя самолетов Airbus. Известие об этом вызвало плохо скрываемый взрыв раздражения по всей Европе. В итоге представителя ВТБ даже не пустили в совет директоров компании. А всего месяц назад российская "Сургутнефтегаз" приобрела 21,2% акций венгерского нефтегазового концерна MOL. Так с российским инвестором не стали даже церемониться - руководство MOL провело просто рейдерское собрание акционеров без представителей "Сургутнефтегаза" и изменило в свою пользу устав компании.

Так что одной "экономикой" претенденты не отделаются. Потому что определение новых хозяев для одной из крупнейших автомобилестроительных компаний Европы - это вопрос в первую очередь политический.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...