Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Общество
Защита Мартыновой обжалует приговор за покушение на убийство дочери
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Общество
Суд в Москве арестовал журналистку Кеворкову на два месяца
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Саудовской Аравии развитие отношений РФ и КСА
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Захарова предрекла, что беженцы и оружие с Украины сыграют с ЕС «кровавую шутку»
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о национальных целях России на перспективу до 2036 года
Мир
Президент Абхазии отправил в отставку главу МИД страны
Мир
Лукашенко назвал русофобию трендом у европейских элит
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Мир
Австрийский депутат осудил желание Вены укрепить сотрудничество с НАТО

Ностальгия по Янковскому

Совсем недавно мы праздновали 65-летие Олега Ивановича. Было известно, что он тяжело болен, но человек не перестает надеяться на чудо. И в театре не переставали. Сам же Янковский до конца верил в спасительную силу театра. На сцене он во всех смыслах преображался
0
20 мая 2009 года. Москва. Театр "Ленком" (фото: Сергей Шахиджанян)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Герой своего времени (видео)

Совсем недавно мы праздновали 65-летие Олега Ивановича. Было известно, что он тяжело болен, но человек не перестает надеяться на чудо. И в театре не переставали. Сам же Янковский до конца верил в спасительную силу театра. На сцене он во всех смыслах преображался.

Это ведь не просто легенда, это установленный факт - сцена порой врачует. Вот артист совершает на подмостках невероятные кульбиты и на пределе голосовых связок доказывает что-то своим драматургическим оппонентам. По окончании спектакля за кулисами он говорит осипшим голосом - у него сильнейшая простуда. И едва ходит - три дня тому назад случилось растяжение связок... Олег Янковский, самозабвенно служивший театру вообще и "Ленкому" в особенности, не мог не знать об этой поразительной, мобилизующей жизненные ресурсы организма силе театра. Для него было важно не просто работать до последнего вздоха. Было важно вдыхать в грудь живительный воздух кулис.

В канун своего юбилея он вышел на сцену в гоголевской "Женитьбе". Болезнь выдавала лишь непривычная даже для него худоба. В остальном Янковский остался все тем же Янковским - прекрасным артистом со своей темой и своей интонацией. Роль Жевакина вроде бы не была самой важной в его послужном списке. Его талант был не очень расположен к бурлеску, который в этом бенефисном спектакле по Гоголю буквально бьет ключом. Но Янковский, похоже, и не пытался вписываться в бурлеск. Он привнес в комедию Гоголя свою драматическую ноту. Его Жевакин как-то трогательно подшаркивал, застенчиво, словно бы стирая слезу, тер основание носа. В нем не было напора, присущего прочим обитателям "ленкомовского" водевильного абсурда. В этом громком спектакле он играл тихо и проникновенно. Он вообще обладал уникальной способностью отрешенно и сосредоточенно молчать на сцене. И особенно - молчать в кадре. Застыть, задуматься, замереть... Эмоционально говорить, хлопотать лицом, выразительно страдать умеют и другие. Артист вообще запоминается обычно в динамике - комической или трагической. Янковский принадлежал к числу уникальных лицедеев, которых запоминаешь в статике. Его молчание никогда не казалось паузой, но почти всегда - моментом истины.

Эту уникальную особенность артиста счастливо угадал Андрей Тарковский, пригласивший его в свои фильмы дважды. Первый раз - в "Зеркало", где явно понадобилась фактура молодого Янковского, поразительно похожего на Тарковского-старшего. Второй раз - в "Ностальгию", где Янковский-Горчаков через большое продуваемое сырым ветром пространство нес свечу. В том, как молчаливо и сосредоточенно смотрел он на пламя этой свечи, сказалось его удивительное умение являть на экране предельную концентрацию внутренней жизни. Именно вдумчивое и неспешное вглядывание в себя самого и стало, пожалуй, главным его актерским открытием.

Трудно поверить, но выбор театральной стези был для Янковского почти случайным. Он ведь и в театральном-то институте оказался по комическому недоразумению - заглянул туда ненароком и узнал, что его фамилия значится в списке зачисленных на актерский факультет: оказывается его брат, не сказав никому ни слова, успешно сдал экзамены. Вот Янковский и стал учиться вместо брата, никак поначалу не обнаруживая своего редкого дара, зато поражая окружающих своей фактурой.

"Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша", - сказала в одном из кафе города Львова Владимиру Басову его жена. Басов искал артиста на роль Шварцкопфа в "Щите и мече" и отреагировал весьма характерным образом: "Но он наверняка какой-нибудь физик или филолог". Артисты с такими умными лицами и тогда (да, впрочем, и теперь) встречались редко. Благородство облика (сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского и впрямь обладал какой-то особенной статью) будет потом часто и порой бессмысленно использовать кинематограф, поручая ему роли подтянутых офицеров. Но Янковский был достаточно умен и целен, чтобы независимо от превратностей актерской судьбы воплотить в театре и кино то, что должен был воплотить, - саморефлексию, всеразъедающую меланхолию, умение пристально вглядеться в себя...

Лучше всего и чаще всего он играл порядочного человека, больного своей порядочностью. Образы негодяев - от жуткого шварцевского Дракона до среднестатистического советского мерзавца из "Мы, нижеподписавшиеся" - скорее обозначали широкий диапазон его актерских возможностей, чем описывали главную тему. А тема сквозит почти везде, где может сквозить, - от ролей офицеров до ролей страдающих интеллигентов. От барона Мюнхгаузена до В.И. Ленина, который в его исполнении и в полном соответствии с трактовкой Марка Захарова и Михаила Шатрова становился воплощением порядочности и ответственности. Поразительно, но даже в его комическом, жалком, пообносившемся Жевакине, выходившем на сцену в кургузом сюртучке, чувствовалось желание из последних (ну, может, предпоследних) сил сохранить посреди всеобщей вакханалии хоть малую толику совестливого благородства.

При любых, самых невероятных обстоятельствах Янковский, как Горчаков - ту самую свечу, нес свою главную тему. Вот и последняя его роль в кино - митрополит Филипп в фильме Павла Лунгина "Царь" - тоже продолжает ее. Теперь можно с горечью написать - завершает. Свеча погасла.

Церемония прощания с Олегом Янковским состоится в пятницу, 22 мая, в театре "Ленком" в 11 утра. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Похоронят актера на Новодевичьем кладбище.

ИНТЕРНЕТ-ОПРОС "ИЗВЕСТИЙ" и KM.RU

Кто для вас Олег Янковский?

45%: Барон Мюнхгаузен
26%: Волшебник из "Обыкновенного чуда"
13%: Генрих Шварцкопф из "Щита и меча"
8%: Макаров из "Полетов во сне и наяву"
8%: Холостяк Игорь из "Влюблён по собственному желанию"

В опросе приняли участие 4196 человек

Результаты других опросов смотрите на сайте "Известия" и на сайте KM.RU

Комментарии
Прямой эфир