Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Чем Фаберже прогневил императрицу

В Музее личных коллекций открылась выставка "Эпоха Фаберже". Перед зрителями предстали многочисленные сокровища ювелирного искусства вековой и более давности. О деталях и общем смысле экспозиции "Известиям" рассказала консультант проекта, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян
0
Пасхальное яйцо "Лавровое дерево"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее личных коллекций открылась выставка "Эпоха Фаберже". Перед зрителями предстали многочисленные сокровища ювелирного искусства вековой и более давности. О деталях и общем смысле экспозиции "Известиям" рассказала консультант проекта, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Мунтян.

В основе выставки - коллекция Малкольма Форбса, приобретенная Виктором Вексельбергом пять лет назад, когда у наследников медиамагната было куплено около 180 предметов.

Из них несколько вещей имеют клейма других ювелиров, некоторые из приобретенных - в реставрации. Все остальное включено в состав экспозиции, так что зрители смогут оценить коллекцию как целостное культурно-историческое явление. Кроме этого, можно будет увидеть и другие произведения Фаберже, а также некоторых его современников. Речь идет о русских ювелирах конца XIX - начала ХХ века, тоже работавших для царского двора. Все это целенаправленно приобреталось фондом Вексельберга на крупнейших мировых аукционах.

Суммарно на выставке окажется более 300 предметов. Отдельный зал посвящен теме "Святые образы". Это иконы в драгоценных окладах, изготовленных придворными фирмами Овчинникова, Хлебникова, Морозова. Работ мастерской Фаберже здесь немного, поскольку она не специализировалась на культовых предметах. Потому и дано выставке название "Эпоха Фаберже" - хотелось показать достижения и других известных мастеров той поры. Некоторые из них были не только конкурентами Карла Фаберже, но иногда и его партнерами. Например, он сотрудничал с выдающимся мастером Федором Рюкертом, чьи оклады тоже присутствуют в экспозиции. Стоит заметить, что драгоценных окладов работы Рюкерта нет в собраниях государственных музеев.

Императорских пасхальных яиц не покупали: их просто не было в эти годы на аукционах. Зато приобретались "жемчужины" иного рода. Когда-то сам Фаберже задумывал их как предметы утилитарные и художественные одновременно. Ведь основная идея эпохи заключалась в том, чтобы сделать быт искусством, а искусство - бытом. Карл Фаберже работал именно в этом направлении. Любое его изделие отличалось не только техническим совершенством, но и художественной неординарностью. Сейчас на аукционах они продаются в разряде "обже де фантази" (objets de fantasie) - этот французский термин означает особую сферу в прикладном искусстве.

Фонду Вексельберга в последние годы удалось приобрести немало уникальных работ с гильоше-эмалями (особый способ обработки металлического изделия, после чего на нем образуется узор, просвечивающийся сквозь эмалевую поверхность. - "Известия"), в частности, принадлежавших постоянному клиенту фирмы Фаберже барону Леопольду де Ротшильду. Для него по специальному заказу была создана коллекция в фирменных "скаковых" цветах барона - желтом и синем. Ротшильд любил дарить друзьям и знакомым именно вещицы от Фаберже.

Между прочим, без работ Фаберже контакт между аристократами или августейшими особами был бы затруднен. Известен факт, что императрица Мария Федоровна была неприятно удивлена открытием филиала фирмы Фаберже в Лондоне. Прежде у нее не существовало проблем с подарками сестре - английской королеве Александре и ее родственникам: надо было лишь заказать что-то у Карла Фаберже. Теперь же, как она сообщала накануне Рождества в письме Александре, "глупый Фаберже открыл свой магазин в Лондоне, у вас все есть, и ничего нового придумать не могу, вот и злюсь".

Предметы от Фаберже связывали воедино европейскую монархическую родню. На выставке будут экспонаты, принадлежавшие когда-то датскому, греческому и другим королевским домам.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...