Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Свобода слова на бочке с порохом

Опьяненные свободой слова после провала августовского путча, журналисты (а следом за ними и читатели) жаждали правды и только правды. "Известия" сочились правдой, как кровью. Корреспонденты газеты вещали из горячих точек, которые соединились в огненное кольцо. Всего одна неделя, но их сообщения - как сводки с фронтов гражданской войны...
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Опьяненные свободой слова после провала августовского путча, журналисты (а следом за ними и читатели) жаждали правды и только правды. "Известия" сочились правдой, как кровью. Корреспонденты газеты вещали из горячих точек, которые соединились в огненное кольцо. Всего одна неделя, но их сообщения - как сводки с фронтов гражданской войны...

"Армения отрицает вторжение в Нахичевань" (армяно-азербайджанский конфликт). "В Южной Осетии в упор расстреляны десятки беженцев" (грузинские боевики убили 36 человек и 16 ранили из числа мирных жителей, спасавшихся бегством в Северную Осетию). "Отмена российской дарственной на Крым чревата военной конфронтацией с Украиной" (Киев и Симферополь бурлили в связи с обсуждением крымской проблемы в российском Верховном Совете). "Неужели все-таки война? Танки 14-й армии в зоне приднепровского конфликта" (корреспонденция Светланы Гамовой из Молдавии). "Зеленые штурмовали военно-морскую базу в Палдиски" (сообщение Леонида Левицкого из Эстонии).

Своя война разворачивалась и на российских просторах. Переход к рыночным отношениям, поспешный и хаотичный, привел в движение тектонические пласты экономики, начался передел собственности, приватизация госпредприятий, которые, минуя крепких хозяйственников, попали в ловкие руки финансовых кудесников. По меткому народному определению приватизация превратилась в "прихватизацию". А ведь сама по себе идея была здоровая, и это в статье "Где моя земля?" убедительно доказал видный экономист, председатель Российского движения демократических реформ, тогда еще мэр Москвы Гавриил Попов. Размышляя о приватизации, справедливой для всех граждан, он сказал тогда слова, созвучные нашему времени: "Общая собственность оказалась не народной, а государственной. А государственным имуществом распоряжаются чиновники, точнее, их иерархический аппарат. И это чиновничье хозяйничанье с чужой собственностью, неизбежно бездарное, неизбежно коррумпированное, неизбежно с большими привилегиями для себя, прогрессивно растущими по мере движения к верху аппаратной пирамиды".

По горячим следам подытоживая судьбу развалившейся страны, Станислав Говорухин создал тогда публицистическое кинополотно "Россия, которую мы потеряли". В рецензии на фильм известинский старожил Георгий Меликянц, отмечая яркий и страстный талант кинорежиссера, все же не смог пройти мимо субъективизма и крайностей некоторых его исторических оценок: "Я очень боюсь, как бы на смену "Краткому курсу" под редакцией товарища Сталина не пришло новое произведение, метящее в учебники".

Свобода слова вызвала появление на страницах "Известий" (20 и 23 мая) двух материалов, подготовленных ветераном известинской журналистики Эллой Максимовой: "Великий гражданин под колпаком КГБ и ЦК КПСС" - к дню рождения академика Андрея Сахарова (21 мая) и "Ум, честь, совесть и ... деньги КПСС". Это рассекреченные документы из архивов ЦК КПСС. Уже по названиям можно судить об их сенсационном характере. Пересказывать нет смысла - отсылаю к газетным архивам (в библиотеках или в интернете). Меня же заинтересовал механизм их "добычи". И вот комментарий из сегодняшнего дня:

- Уже через три дня после краха ГКЧП, - рассказывает моя соседка по кабинету Элла Максимова, - все партийные архивы страны были переданы в ведение Российского комитета по делам архивов. Мне повезло: я была в группе журналистов, для которой открыли опечатанные хранилища на Старой площади. В коридорах, по которым нас вели, стояли мешки с бумажной крошкой - партаппаратчики за день успели размолотить кое-что в специальных машинах. Но практически уцелел весь колоссальный тайный архив штаба партии - десятки миллионов единиц хранения, позволившие по-новому увидеть, оценить жизнь советского государства и его граждан. В последние годы, правда, доступ к архивам усложнился, хотя в этих бесценных закромах неоткрытого остается не меньше, чем уже ставшего известным.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир