Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кинокризиса на Лазурном Берегу нет

Мировой экономический кризис грозил затмить немеркнущий блеск Каннского кинофестиваля. Опасались, что и гостиницы не будут заполнены под завязку, и фестивальный дворец запестреет свободными местами... К чести организаторов во главе с программным директором фестиваля Тьерри Фремо, они сделали все, чтобы этого не случилось
0
Софи Марсо и Моника Белуччи (справа) совпали в красном цвете (фото: АР)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мировой экономический кризис грозил затмить немеркнущий блеск Каннского кинофестиваля. Опасались, что и гостиницы не будут заполнены под завязку, и фестивальный дворец запестреет свободными местами... К чести организаторов во главе с программным директором фестиваля Тьерри Фремо, они сделали все, чтобы этого не случилось. Тарантино, Альмодовар, Ларс фон Триер, Энг Ли, Джейн Кэмпион, Кен Лоуч, Пак Чан-Вук, Джонни То и другие мастера представляют в нынешнем конкурсе свои новые фильмы.

Гламур и кино

В остальном - все, как всегда. В городе не протолкнуться, машины передвигаются со скоростью, значительно уступающей скорости пешеходов, давка получивших именные приглашения дам и господ перед входом на красную дорожку напоминает о Ходынском поле... Впрочем, давка здесь почти круглосуточная. И у фестивального дворца, и у тех отелей, где остановились звезды. Публика по-прежнему готова часами стоять, чтобы увидеть, как Моника Белуччи, Бред Питт или сам Квентин Тарантино выходят из дверей и садятся в такси. Автор "Криминального чтива" и обладатель "Золотой пальмовой ветви" 1994 года, правда, по утверждению папарацци, живет не в отеле, а на яхте. Но на набережной его уже видели несколько раз, хотя он и появился на фестивале с опозданием.

Тарантино, Альмодовар, Ларс фон Триер покажут свои фильмы на следующей неделе. Пока же идет, так сказать, разогрев, но и он - при участии исключительно звездных имен. Похоже, история двухлетней давности, когда "Золотую ветвь" получил показанный в первый день фильм никому не известного дебютанта из Румынии (речь идет о картине "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунджу), на этот раз не повторится.

Жюри возглавляет Изабель Юппер, уже пообещавшая, что не будет придерживаться политики прошлогоднего председателя Шона Пенна, который оценивал в первую очередь социальные аспекты картин. "Даже если кино не в силах изменить мир, оно может изменить представление о нем", - говорит Юппер в явной надежде найти в программе фильмы, действительно способные стать мировоззренческим прорывом. Среди картин, представленных в первые дни, таких работ, на мой взгляд, не было. Хотя каждая из них по-своему любопытна.

Кореец Пак Чан-Вук, в 2004-м поразивший Канн своим "Олдбоем", на этот раз привез фильм "Жажда" (Thirst), сделанный с голливудским, а точнее, студии Universal, участием, который сам он определяет как "вампирский романс".

Вампиром становится молодой священник-католик, который отправляется в Африку в качестве добровольного подопытного - его должны заразить вирусом, от которого уже умерли тысячи людей, чтобы потом испытать вакцину. Герой выживает, но после переливания ему невесть чьей крови становится вампиром. Висит вниз головой, как летучая мышь, может выпрыгнуть с высокого этажа и остаться цел-невредим, вышибает двери, гнет серебряные монеты - в общем, вовсю демонстрирует сверхчеловеческие способности. Параллельно развивается история любви и мести, которая приводит к добровольному превращению любимой в вампиршу - девушка быстро и с удовольствием становится стопроцентной ведьмой. В финале христианское начало в герое все-таки берет верх над его новой дьявольской сущностью. Случись это минут на сорок пораньше, то есть продолжайся фильм не 2 часа 13 минут, а какие-нибудь полтора, могла бы получиться грандиозная смесь черной комедии и мировоззренческой драмы. А так вышло чрезмерно длинное, моментами безнадежно теряющее ритм и смысл кино.

Старшие товарищи Пак Чан-Вука - Джейн Кэмпион ("Золотая пальмовая ветвь" 1993 года за "Пианино") и Энг Ли - тоже решили себя не ограничивать и сняли каждый по двухчасовой эпопее. Обе картины на исторические сюжеты. Только у Энга Ли история о фестивале в Вудстоке ("Забирая Вудсток" - Taking Woodstock) относительно свежая, а у Кэмпион - почти двухсотлетней давности. Действие ее фильма "Яркая звезда" (Bright Star) происходит в Лондоне в 1818 году. 23-летний поэт Джон Китс влюбляется в свою соседку Фанни Браун, причем весь сюжет увиден глазами Фанни. По словам самой Кэмпион, создавая образ Фанни, она внимательно наблюдала манеры, привычки, перепады настроения своей 18-летней дочери.

"Я люблю современный язык - короткие фразы и так далее", - признается сыгравший Китса англичанин Бен Уишоу, прославившийся на весь мир благодаря главной роли в "Парфюмере" Тома Тыквера. Но добавляет, что погружение в эпоху Китса, в его характер захватило его целиком. Как точно заметил один из зрителей после просмотра, в эпоху SMS Кэмпион сняла историю о красоте языка. Сама она говорит, что надеется своей картиной вернуть людей к поэзии: "Ведь это прекрасный способ вырастить сад в своей душе и в своем сознании".

Русские пришли

Теперь о том, что происходит на территории интернациональной кинодеревни, где с фестиваля прошлого года работает и Русский павильон. Свою деятельность на сей раз он начал с мероприятия радикального. А именно - "круглого стола" российских и зарубежных прокатчиков, посвященного дальнейшей судьбе независимого кино на нашей территории. Судьба эта может оказаться плачевной как для зарубежных дистрибьюторов, так и для российских зрителей, которые уже привыкли одновременно со всем миром смотреть Вуди Аллена, братьев Коэн, Джармуша, Альмодовара, Дэнни Бойла - словом, режиссеров, как правило, работающих вне крупных голливудских студий. Экранов у нас не хватает (1700 вместо необходимого минимума в 3000), и они плотно заняты мейджорами. DVD-продажи рухнули с конца сентября на 60%. Все центральные каналы приостанавливают закупки фильмов. А потому, говорят наши прокатчики, давайте снижать заранее оговоренные цены. Причем снижать радикально: в некоторых случаях на 90%, а в среднем на 50-60%. Иностранцы крепко задумались, но ответа еще не дали...

На следующий день в Русском павильоне произошло событие, свидетельствующее, что до кризиса с деньгами было так хорошо, что и Голливуду не снилось. Недавно образованная компания Wayfilm представляла фильм Владимира Пасичника "Путь". Фильм выходит на российские экраны, поэтому расскажем лишь о нескольких любопытных фактах. Авторы уже подали заявку на увековечение своего фильма в Книге рекордов Гиннесса как самой многонаселенной картины. Никогда в русской ленте, утверждают они, не снималось такое количество народа. Причем среди этих людей немало всемирно известных спортсменов: Николай Валуев, Дмитрий Носов, Олег Тактаров, Ирина Чащина...

Обширна и география фильма: от Европы до самых дальних уголков Азии. Причем, говорят продюсеры, если съемки шли на Великой Китайской стене - то на самых труднодоступных ее участках, если в Шаолине - то с участием самих монахов, а когда работали в Таиланде - специально обученные люди шли впереди группы и выкашивали траву, чтобы змеи и всякая другая нечисть не покусали. Драки и трюки ставили те же специалисты, что и на последнем "Рэмбо". Нарезку, состоящую почти исключительно из драк и трюков, продемонстрировали каннской публике, и выглядели эти сцены действительно впечатляюще...

О том, что до кризиса все у нас было не так уж плохо, свидетельствовало событие, вызвавшее настоящий ажиотаж: представление в Русском павильоне целого пакета уже законченных или почти законченных фильмов известных российских режиссеров. Об этом, как и о намерении создать на базе нынешнего "Совэкспортфильма" организацию по образцу французской Unifrance, которая будет заниматься продвижением российского кино за рубежом, о каннском показе фильма Павла Лунгина "Царь", который состоялся в воскресенье, и о "Сказке про темноту" Николая Хомерики, каннская премьера которой еще только предстоит, - в наших следующих репортажах.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...