Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Достойный уровень жизни - лучшая стратегия безопасности России

Во вторник президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о введении в действие "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". В чем уникальность и особенности этого документа, шеф-редактору "Известий" Елене Овчаренко рассказал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во вторник президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о введении в действие "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". В чем уникальность и особенности этого документа, шеф-редактору "Известий" Елене Овчаренко рассказал секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.

вопрос: Николай Платонович, чем вызвана необходимость разработки Стратегии? Что это, подражание ряду зарубежных стран и чем она отличается от ныне существующей Концепции? Насколько она подробна и, кстати, когда планируется представить ее не только высшему руководству страны, но и общественности?

ответ: Концепция национальной безопасности была разработана и принята в 1997 году. Она сыграла свою положительную роль. Но к настоящему времени произошли серьезные изменения как у нас в стране, так и в мире, и поэтому возникла объективная необходимость в создании нового базового документа.

Стратегия национальной безопасности разработана Советом безопасности Российской Федерации в соответствии с поручением президента России, председателя Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, которое он дал в июне 2008 года.

Стратегия национальной безопасности развивает Концепцию, но это принципиально новый, в первую очередь по подходам, документ: главное его отличие заключается в том, что национальная безопасность обеспечивается через достижение стратегических национальных приоритетов.

Вместе с целями, угрозами, задачами и предложенными мерами по их реализации образуется стройная система, определяющая состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной (до 2012 года), среднесрочной (до 2015 года) и долгосрочной (до 2020 года) перспективе.

При этом должно обеспечиваться устойчивое развитие России, ее становление в качестве конкурентоспособного государства с высокотехнологичной промышленностью, современным оборонным потенциалом и достойным качеством и уровнем жизни народа.

В Стратегии заложен принцип безопасности через устойчивое развитие в первую очередь экономики и социальной сферы, предусматривающий социальные, политические и экономические преобразования для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод российских граждан.

Стратегия - это открытый, публичный документ, имеющий общенациональный характер, и с ним можно будет ознакомиться как в печатном виде, так и на нашем сайте. При ее разработке мы использовали свой отечественный опыт, учитывали зарубежный, но не копировали его. Мы исходим из того, что Стратегия не может быть реализована только усилиями власти и требует широкой разъяснительной работы в части ее основных положений.

в: По итогам заседания Совета безопасности в марте было дано поручение доработать документ. Что удалось за это время сделать?

о: В течение отведенного нам месяца на доработку текст Стратегии не претерпел принципиальных изменений.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук мы провели консультации и внесли ряд корректив в отдельные положения документа. Уточнили ряд формулировок, усилили те из них, которые, по сложившемуся сегодня общему мнению, имеют право на существование. Стратегия стала еще лучше и понятнее. На оперативном совещании 24 апреля 2009 года текст окончательно согласован постоянными членами Совета безопасности.

Кроме того, выработано понимание необходимости применения механизмов стратегического планирования как в сферах обеспечения национальной безопасности государства, так и в плоскости социально-экономического развития России. Теперь у нас есть методология, которая распространяется на Стратегию национальной безопасности. Ею же будут пользоваться при дальнейшей разработке других концептуальных документов: новых стратегий (концепций, доктрин), а также программ (планов) социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.

До 2015 года выйдем в лидеры

в: Что дает Стратегия с практической точки зрения?

о: Стратегия является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации.

Самое главное - она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Уже сегодня Стратегия по своему замыслу, структуре и содержанию взаимоувязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В целом эти документы базируются на единых оценках стратегических рисков устойчивого развития Российской Федерации и угроз национальной безопасности на долгосрочную перспективу, а также на единых исходных предпосылках, в основе которых лежат политические установки президента России.

И важно - Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства от обеспечения национальной безопасности.

Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.

В этом и состоит важнейшая особенность Стратегии, ее социальная и социально-политическая направленность.

в: Николай Платонович, как в документе оценивается состояние национальной безопасности на "отправной точке" - то есть сегодня?

о: Мы констатируем, что в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения России в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

Хартленд, или "ось истории"

в: Каковы новые вызовы и угрозы, как оценивается та напряженность, которая возникла в Западной Европе из-за последних планов НАТО? Каковы перспективы конкурентной борьбы за доступ к энергоресурсам?

о: В результате возникновения новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация.

%%VYNOS1%%Международной безопасности действительно все больше угрожает несовершенство существующей глобальной и региональной архитектуры безопасности, а также правовых инструментов и международных механизмов ее обеспечения. Особенно очевидна несостоятельность архитектуры безопасности в Евро-Атлантическом регионе, ориентированной в основном на НАТО и ОБСЕ. В этой связи трудно переоценить конструктивное предложение президента России Дмитрия Медведева о создании Договора о европейской безопасности не как альтернативы существующим системам безопасности в Европе, а как инструмента, объединяющего коллективные усилия европейцев перед глобальными угрозами экономического, политического, военного и иного характера.

Отход от блокового противостояния и стремление к многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности нашей страны по укреплению своего влияния на мировой арене. Россия обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее вхождения в "пятерку" государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в разделении труда.

При этом, как сказано в документе, негативное влияние на обеспечение национальных интересов России будут оказывать возможные случаи односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов. Активизируются новые формы преступности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, прогнозируется рост националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгом религиозного радикализма.

%%VYNOS2%%Мы считаем, что в долгосрочной перспективе внимание будет сосредоточено на обладании доступом к источникам энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

в: Конфликты в XXI веке будут развиваться не по планам генштабов, а по таблице Менделеева. В этой борьбе за ресурсы возможны попытки применения военной силы?

о: Такая вероятность существует. Может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ России и границ ее союзников, возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия.

Не только XXI век и новейшая, но и новая история становления, развития, объединения и распада европейских и азиатских государств свидетельствует, что политический климат здесь определяется главным образом соотношением интересов ведущих мировых держав и народов, проживающих на этих территориях. Эту идею кратко сформулировал и обосновал один из крупных политологов XX века Хэлфорд Маккиндер. "Кто управляет Восточной Европой, тот управляет "Хартлендом". Кто управляет "Хартлендом", тот командует "Мировым островом" (Евразией). Кто управляет "Мировым островом", тот руководит всем миром". Хартлендом или "осью истории" он назвал богатую природными ресурсами и малодоступную для "чужаков" часть Евразии, окаймленную с севера Северным Ледовитым океаном, с юга и востока - горными системами. Его границы приблизительно совпадают с границами Российской империи и Советского Союза, включая часть Восточной и Центральной Европы на западе, а также Тибет и Монголию на востоке.

Кроме того, многие эти положения нашли свое отражение при разработке в конце 90-х годов "Стратегии национальной безопасности США для нового столетия", в которой было определено, что одной из основных угроз Америке, как главному потребителю мировых энергоресурсов, является ее зависимость от поставок этих ресурсов извне.

Ущерб от кризиса как от войны

в: Какая оценка дается в Стратегии нынешнему кризису и его вероятным последствиям?

о: Цитирую: "Последствия глобальных финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы".

в: Звучит очень мрачно. Что дало основания экспертам и, кстати, каким сделать столь устрашающий вывод?

о: Согласен, вывод мрачный, но объективный. Он основывается на тех разрушительных для экономик большинства стран мира результатах, которые мы имеем сегодня. Такой ущерб действительно сопоставим с результатами военных действий, например на Балканах, в Ираке. Их последствия еще долго будет переживать Афганистан.

Что касается авторов такого вывода. Разработка проекта Стратегии осуществлялась в рамках сформированной временной межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В состав этой группы вошли представители органов государственной власти, правительства, администрации президента Российской Федерации, Российской академии наук, экспертного сообщества и крупных корпоративных структур.

По поручению главы государства проект Стратегии был обсужден во всех федеральных округах в формате советов при полномочных представителях президента России с участием руководителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов федерации, окружных структур и ведомств.

Кроме того, замысел и методология разработки документа рассмотрены и одобрены на расширенном совещании членов президиума научного совета при Совете безопасности Российской Федерации. Сегодня это самый представительный рабочий орган Совета безопасности - 104 человека. Примерно 60% членов совета - руководители или заместители руководителей авторитетных научных организаций (в основном государственных), занимающихся проблемами национальной безопасности. В совете 20 действительных членов государственных академий наук. Свыше 70% членов научного совета имеют ученую степень доктора наук. Думаю, вы согласитесь, что в научном совете сосредоточена по существу научная элита России в области обеспечения национальной безопасности.

в: Как будем выстраивать отношения с США, а также с Евросоюзом и НАТО?

о: Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Наша страна выступает за укрепление взаимодействия с Европейским союзом. Интересам России отвечает формирование в Евро-Атлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останутся неприемлемые для России планы продвижения военной инфраструктуры альянса к российским границам и попытки придания ему глобальных функций, идущие вразрез с нормами международного права.

В документе подчеркивается: Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.

Россия в отношениях с Америкой опирается на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в области стратегических наступательных вооружений, придает особое значение достижению новых полноформатных двусторонних договоренностей по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ.

Наша страна предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с США в области стратегических наступательных вооружений в условиях развертывания глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального удара с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении.

в: Давайте перейдем к угрозам военной безопасности. Кстати, интересно, что ни разу не упоминается даже "потенциальный противник"...

о: Раздел "Национальная оборона" определяет в качестве стратегических целей предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Россия обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования.

Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала.

Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на получение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, развитие высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, создание стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирование глобальной системы ПРО США и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений, а также распространению ядерных, химических, биологических технологий, производству оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Отход от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, действия, направленные на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов, усиливают негативное воздействие на состояние военной безопасности России и ее союзников.

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику наших Вооруженных сил с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки.

Сегодня - стратегия, завтра - национальная идея?

в: Стратегия действительно новаторская: в ней есть разделы "Наука", "Культура", "Здравоохранение" и даже "Рациональное природопользование". Но, по-моему, самая емкая и драматичная часть посвящена экономике. Первой среди главных угроз и рисков на период до 2020 года здесь названо сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики. Другой серьезной угрозой - зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. А вот энергетическая безопасность должна быть обеспечена уже до 2015 года. Успеем?

о: Чтобы вылечить болезнь, надо прежде всего поставить четкий диагноз. Он и поставлен, констатируем следующие угрозы и риски: "...сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений".

Все рекомендации по исправлению ситуации даны, сроки поставлены. Обратите внимание - в стратегии не только поставлены задачи, из нее понятно, что произойдет, если та или иная задача не будет выполнена.

Согласен с вами, что документ действительно новаторский. Люди, которые участвовали в его разработке, вносят свой вклад в возрождение национальной идеи страны.

в: Как соотносятся между собой приоритеты в сфере здравоохранения, культуры, образования, национальной обороны, государственной и общественной безопасности?

о: Скажите, о какой обороноспособности государства можно говорить, если молодые люди призывного возраста не имеют возможности, а зачастую и мотивации вести здоровый образ жизни? Как обеспечить инновационное развитие экономики страны, не поддерживая естественное стремление людей к расширению кругозора и получению новых знаний? Как соотносятся духовная культура нации и возрождение нравственных ценностей с уровнем преступности?

Все это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия и процессы. И в этом - ключ к пониманию практической значимости документов, утвержденных президентом Российской Федерации.

Но, я еще раз повторюсь, Стратегия не может быть реализована только усилиями властей. Нам предстоит выполнить масштабную, скрупулезную и последовательную работу по ее осмыслению широкими слоями общества.

Создание условий для реализации Стратегии - наша первостепенная задача на ближайшую перспективу, в основе которой - ответственность перед нынешним и будущими поколениями граждан России.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...