Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Рынок информационных технологий: лучшее, конечно, впереди?

Вопреки ожиданиям ведущих участников рынка и аналитических кругов структура спроса индивидуальных пользователей не претерпела существенных изменений. Фактически при существенном снижении количественных показателей уровня продаж мы видим четкие продолжения трендов, сформировавшихся в докризисный период. Какие тенденции являются определяющими? Допустимо ли говорить о смещении фокуса интереса широкого круга пользователей и революционном сдвиге самих представлений об использовании информационных технологий в повседневной жизни?
0
Что ждет рядовых потребителей ИТ-услуг?
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Вопреки ожиданиям ведущих участников рынка и аналитических кругов структура спроса индивидуальных пользователей не претерпела существенных изменений. Фактически при существенном снижении количественных показателей уровня продаж мы видим четкие продолжения трендов, сформировавшихся в докризисный период. Какие тенденции являются определяющими? Допустимо ли говорить о смещении фокуса интереса широкого круга пользователей и революционном сдвиге самих представлений об использовании информационных технологий в повседневной жизни?

Что ждет рядовых потребителей ИТ-услуг?

Два-три года назад информационная экосистема жителя крупной городской агломерации состояла из неизбежного домашнего компьютера - комплекта из системного блока и монитора, оснащенного, как правило, контрафактным программным обеспечением. Вопрос подключения к интернету решался с помощью многочисленных сетей "кампусного" типа, предлагавших услуги домовой или квартальной ЛВС с общим подключением в глобальную сеть и возможностью беспрепятственного обмена данными между пользователями. Настольный компьютер выполнял функции игровой консоли, интернет-терминала и часто медиацентра, выполняя эти (и множество других) функции со средним качеством, но концентрируя их в одном базовом устройстве. Большой популярностью пользовались портативные устройства для хранения и переноса информации - миниатюрные флеш-драйвы (знакомые всем флешки) и мобильные жесткие диски с интерфейсом USB.

Однако вопреки многим прогнозам ситуация изменилась благодаря усилиям производителей мобильных устройств и поставщиков услуг "мобильного интернета". Бесконечно ускоряющийся ритм жизни мегаполисов, миниатюризация ноутбуков и КПК и новая - социальная - роль интернет-сервисов породили феномен "новой мобильности". Индивидуальные информационные потоки навсегда изменили свое направление и замкнулись между сервисами глобальной сети, а новая личная информационная экосистема горожанина теперь состоит из смартфона и нетбука (непременно с интерфейсом Wi-Fi или Wi-Max), с которыми пользователь перемещается от одной точки доступа к другой. Для единообразия использования мобильных устройств пользователи помещают в центр домашних коммуникаций точку доступа Wi-Fi, совмещенную с ADSL-модемом или коммутатором для подключения к кампусной сети. В качестве же "машин развлечений" игровые консоли и медиацентры повсеместно вытесняют настольные компьютеры. Парадоксальным образом неуклонно уменьшается уровень использования контрафактного ПО - по причине снижения роли "локальных" исполняемых непосредственно на терминалах пользователей программных продуктов. Самой главной программой - кажется, уже навсегда - стал веб-браузер, как правило, бесплатный (с теми или иными допущениями) на любой программно-аппаратной платформе, ведь главное теперь в жизни индивидуальных пользователей - интернет-сервисы.

Экономически кризис только закрепил новые концепции на занятых ими в последний докризисный период рубежах массового потребительского сознания.

Очевидно, что пользователи, изначально ориентированные на низший ценовой сегмент рынка и уже обладающие минимальным набором необходимого им оборудования, отложили приобретение новых или обновление старых "домашних компьютеров" до лучших времен.

Зато пользователи со средним уровнем доходов не откажутся от вложений в ИТ-продукты для личного использования и прежде всего - от мобильных устройств и средств доступа к интернету. В распространенной сейчас ситуации внезапно наступившей безработицы самый удобный и зачастую единственный способ поддержания социальных связей и поиска нового рабочего места - обладать собственным мобильным терминалом для доступа в интернет.

Как и в любой другой сфере потребления, кризис не оказал существенного влияния на структуру спроса в высшем ценовом сегменте. Другое дело, что номинального соответствия категории "luxury" теперь недостаточно, ведь кризис - не время для бесполезных дорогих игрушек. В кризисный период функциональность и надежность IT-продуктов для личного использования важны не меньше, чем красота или оригинальность дизайнерского решения. Тем не менее роль подчеркнуто дорогих ноутбуков и смартфонов как средств подтверждения высокого социального статуса владельцев только усилилась - в отличие от настольных компьютеров мобильные устройства всегда на виду - в VIP-зонах аэропортов или на столиках недешевых кафе, не говоря уже о деловых переговорах, во время которых использование мобильных устройств стало нормой.

Корпоративные ИТ: рост продолжится?

Всемирный экономический кризис застал отечественный рынок корпоративных информационных технологий в фазе бурного роста. Многие амбициозные проекты, реализация которых должна была привести к самым масштабным в российской истории изменениям в сфере информатизации предприятий и учреждений, сорваны. По данным аналитических агентств, сокращение корпоративного сегмента рынка ИТ в 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г., составило 60-70%. На смену проблемам обеспечения роста ИТ-инфраструктур предприятий пришли проблемы сокращения потребляемых ресурсов, решать которые приходится значительно поредевшими в ходе сокращений и реорганизаций рядами менеджеров и специалистов.

Однако трудности с проектным финансированием сами по себе не должны автоматически означать разрушение ИТ-инфраструктур предприятий и приводить к сокращению спектра и падению качества предоставляемых бизнесу услуг. Что привело участников рынка ИТ к такому состоянию? Каким проектам развития суждено быть продолженными? И стоит ли причину всех обнажившихся в кризисный период проблем видеть исключительно в глобальном кризисе?

Как минимум четыре последних года (2004-2008 гг.) ИТ-подразделения крупных и средних российских предприятий не испытывали проблем с финансированием, но находились в ситуации постоянного административного прессинга со стороны топ-менеджеров компаний: требовалось постоянное увеличение вычислительных мощностей и объемов хранения, внедрение новых технологий и методов обработки информации. Само собой, спрос со стороны корпоративных потребителей порождал соответствующее предложение со стороны производителей и поставщиков продуктов и услуг - такое же хаотичное и бесструктурное, как и спрос. Не будет большим преувеличением сказать, что многие отечественные предприятия так и не заимели за годы экономического подъема ни собственной стратегии информатизации, ни соответствующей практики проектного менеджмента в ИТ. И даже если делались попытки формирования такой стратегии, то, как правило, при беспорядочном (и на условиях, не предусматривающих никакой ответственности) участии производителей и системных интеграторов - поставщиков решений.

Само собой, полноценная стратегия развития ИТ-инфраструктуры, точно отражающая потребности бизнеса и привязанная к соответствующим экономическим сценариям, в таких условиях появиться просто не могла. Также существенную проблему еще в докризисный период составлял распад общих стратегических проектов на локальные вертикальные решения внутри отдельно взятых предприятий. Считалось почти нормальным, например, что структурные проектные связи между процессами внедрений ERP, CRM, ERM, офисной автоматизации и систем безбумажного документооборота полностью отсутствовали, а сами внедрения производились исполнителями, не связанными между собой организационно. Создание таких связей, как и создание единой информационной среды предприятия, оставлялось на будущее. Которому, как мы знаем теперь, так и не суждено было наступить. Многие проекты оказалось невозможным даже остановить без потерь - сказались прошлое невнимание к этапности, фрагментарность внедрений, отсутствие проектной преемственности.

Отдельного упоминания заслуживают ситуация в подразделениях ИТ государственных учреждений и претворение в жизнь федеральных программ информатизации. То, что для департаментов ИТ коммерческих предприятий всех отраслей экономики стало источником целого комплекса тяжелейших проблем, для государственного сектора обернулось полным провалом. Безудержное и бездумное расходование средств, отсутствие достойных упоминания планов развития, помноженные на размытость целей, привели к практически полному отсутствию результатов. Разумеется, такое положение дел не могло вечно оставаться вне сферы влияния высшего руководства страны. Открывая 12 февраля 2009 года заседание Совета по развитию информационного общества, президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал крайне нелестную оценку усилиям соответствующих ведомств по реализации концепции "Электронного правительства" и другим проектам информатизации федерального масштаба.

Что предлагает современный - назовем его "кризисный" - рынок IT-решений? Есть ли возможность хоть как-то защитить колоссальные инвестиции в IT?

Очевидно, необходимы совместные усилия всех участников рынка. Корпоративные потребители информационных технологий должны направить свои усилия на поиск возможностей и методов оптимального использования, реформирования и интенсификации уже имеющихся инфраструктур. Вероятно, господствующей тенденцией в формировании спроса со стороны корпоративных пользователей станет отказ от необоснованного увеличения вычислительных мощностей и объемов хранения в пользу решений по оптимизации использования уже имеющихся в собственности предприятий оборудования и программного обеспечения. Детальная проработка стратегических планов развития инфраструктуры, непосредственная привязка этапов внедрения ИТ-проектов к требованиям бизнеса, более тщательный подход к системной интеграции должны стать - и неизбежно станут - нормой в новой экономической реальности.

Что касается производителей и поставщиков оборудования и услуг в сфере ИТ, системных интеграторов и сервисных компаний, им предстоит долгая и скрупулезная работа по выработке предложений и концепций, действительно отвечающих требованиям бизнеса заказчиков. Разумеется, по сравнению с пропагандой "модных тенденций в ИТ" и поставкой "центров обработки данных под ключ" это трудная задача. Но деваться некуда - корпоративный рынок информационных технологий в России, похоже, надолго останется "рынком покупателя".

 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...