Связь для народа
Песни о телекоме
Среди игроков преобладают два полярных мнения о перспективах телекомрынка: паническое настроение или же уверенность в том, что индустрию финансовый коллапс не затронет. Каждый волен верить собственным ощущениям. А факты пока таковы: девальвация национальной валюты и необходимость закупок оборудования за рубежом обострили проблемы компаний. Впрочем, никто и не говорил, что будет легко.
Бизнес-единица "Телекоммуникационные активы" в АФК "Система" в IV квартале получила убыток 121,4 млн долларов против прибыли в 280 млн долларов за тот же период предшествующего года. Цифры говорят сами за себя. Тем не менее в конце апреля президент АФК "Система" Леонид Меламед отметил, что в 2008 году продемонстрирован рост выручки и OIBDA по корпорации в целом, а также по всем бизнес-единицам. Еще до проявления кризисных тенденций менеджмент "Системы" начал реализацию программы по повышению эффективности бизнеса. В частности, компания последовательно вводила программу сокращения операционных издержек, что позволило снизить их объем в общей сложности на 700 млн долларов. Также почти на 700 млн были сокращены инвестиционные программы.
По такому же пути идут и другие представители отрасли. Об этом с уверенностью могут говорить все те, кто ознакомился с многостраничным отчетом KPMG. Компании рапортуют: сокращение инвестиционных программ составило 30%. А инвестиционная активность, по мнению 17% опрошенных, упала на 30-60%. Говоря о планах, респонденты в первую очередь рассматривают следующие инструменты повышения эффективности: снижение расходов на персонал, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов. В этом же списке биллинг, сервис и мониторинг сетевого оборудования. Это ожидаемо. Удивляет другое: такие мощные инструменты снижения затрат, как аутсорсинг, централизация функций и повышение эффективности в межсетевом взаимодействии, незаслуженно, по мнению авторов исследования, отодвинуты на второй план.
По ощущениям
На первом плане в конечном итоге оказывается рядовой потребитель услуг связи. Что для него означают изменения в терминологическом ряде из предыдущего абзаца? Хотелось бы однозначно ответить: исключительно улучшающееся качество услуг при их относительно невысокой стоимости. А также весь их "ассортимент". "Крайне важно выпускать на рынок предложения, которые содержали бы в себе опции, наиболее актуальные для максимально широкого круга пользователей, особенно в условиях не самой стабильной экономической ситуации, - высказывает корпоративную точку зрения Ксения Корнеева, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом". - Естественно, компания запускала и будет запускать продукты, которые помогают абонентам оптимизировать свои расходы". Без примеров здесь не обойтись.
13 апреля оператор "Билайн" ввел новую, названную уникальной для российского рынка услугу под названием "Наша страна": все входящие звонки во внутрисетевом роуминге бесплатны. В этом сезоне заметна переориентация туристов с международных на внутрироссийские направления, поэтому нововведение актуально как никогда. Тем более - в период майских праздников. Как раз с 1-го числа стартует акция, подключившись к которой абоненты "Билайн" смогут отправлять SMS по цене 1 коп. за сообщение. Клиенты этого оператора уже успели оценить тарифный план "Твои правила", который позволяет подключать отдельные опции (скидки на звонки абонентам других сетей, на междугородные номера и т.п.). До 80% - так получится уменьшить расходы по данным направлениям у тех, кто разберется во всех тонкостях тарифной сетки.
Коллеги по рынку, само собой, не дремлют. В компании МТС отмечают "некоторое снижение разговорной активности" абонентов. Особенно это явление стало заметным в корпоративном секторе. При этом количество активных сим-карт осталось прежним. Как оказывается, люди предпочитают сокращать свои расходы на мобильную связь за счет перехода на общение внутри сети, которое оказывается значительно дешевле.
"Мы выпускаем такие предложения, с помощью которых абоненты смогут пользоваться мобильной связью в привычном объеме, экономя при этом, - сообщил "Известиям" Александр Поповский, директор бизнес-единицы "МТС Россия". - Для этого мы вывели на рынок ряд антикризисных тарифов и услуг. Только за первые два месяца к ним подключилось более одного миллиона человек". В условиях экономических трудностей компания сделала акцент на разработке голосовых услуг, которые помогают сократить расходы абонентов при общении внутри сети. Например, тариф "Суперноль", в котором со второй по пятую минуту исходящие звонки внутри сети вообще не тарифицируются. Еще одно "бюджетное" предложение - тарифный план "А-Мобайл", разработанный и продвигаемый совместно с сетью гипермаркетов "Ашан". Его абоненты могут общаться между собой бесплатно 15 минут в день. Наконец, для путешественников в МТС предлагают услугу "Евразия", которая позволяет существенно снизить стоимость звонков в роуминге.
Как нельзя вовремя появился выделенный в отдельную "касту" тариф от ЗАО "СоникДуо" - "Просто для общения". "Пряник" в виде дешевой минуты разговора оценен в 5 копеек, о чем нам сообщают в самых разных местах проведения рекламной кампании. И уточняют, что 1 июля стоимость может быть изменена.
Всех нас, рядовых абонентов, волнует вопрос контроля не только качества связи, но и затрат на нее. Чтобы успокоить "говорливых" клиентов, "Билайн" создал "Индикатор расходов". Новая услуга позволяет контролировать текущие расходы на мобильную связь и устанавливать оповещение о достижении определенного порога.
Широка полоса
При выборе способов повышения доходов или сохранения их на существующем уровне компании стремятся к расширению спектра услуг. В том числе путем их конвергенции. А также выводят на рынок перспективные технологические решения. Так сказано в уже упомянутом исследовании компании KPMG. Почти 42% респондентов считают конвергенцию первостепенным направлением в нелегком деле удержания и повышения доходов. "Чем шире кризис, тем мне все больше кажется, что в битве за главный перспективный рынок современности - теле-видео - традиционные связисты и их отпрыски - сотовые, ах, снова извините, конвергентные компании - обгонят обновленных кабельщиков, - высказывается Дмитрий Петровский, генеральный директор ИГ ComNews. - И чудо победы мобильных телефонов над фиксированными повторится - на новом, широкополосном витке. Не кабельные, а беспроводные и конвергентные сети втянут в себя российскую вещательную коммерцию, качая деньги юных и пожилых видеоманов". А как считают операторы-провайдеры?
В речи сотовых гигантов действительно все чаще проскакивает аббревиатура ШПД - широкополосный доступ. В МТС рассчитывают, что спрос на него (равно как и на дополнительные услуги) будет развиваться в этом году особенно активно. "Интернет должен быть быстрым и качественным: все чаще люди обращают внимание на то, какое количество "тяжелого" контента они могут передать, - сообщают "Известиям" представители "Билайн". - У нас есть предложения, основанные на различных технологиях, в том числе оптоволокно (FTTB), которое дает высокие скорости, качественное соединение и большую пропускную способность". Но мы хотим быть в интернете "сию минуту". Поэтому на телекомарене рукоплещут беспроводному интернету (Билайн Wi-Fi в Москве) и USB-модемам, которые обеспечивают каждому клиенту доступ в WWW "здесь и сейчас". Всего за 500 рублей пользователь может целый месяц работать в беспроводной сети без ограничений по времени и трафику.
Налицо конкуренция со стационарным доступом в глобальную Сеть. Неповоротливым интернет-провайдерам придется подвинуться. Тем более что "Билайн" запустил сайт локальных ресурсов local.beeline.ru для пользователей стационарного "Домашнего интернета". Пользователь получает бесплатный доступ к играм, интернет-радио и TV и т.д. при постоянной скорости соединения 100 Мбит/с. Коннект при этом не тарифицируется, поскольку, напомним, речь идет о локальной сети. Оператор МТС, как и "оппонент" по рынку, вывел ряд антикризисных предложений в категории неголосовых сервисов - "Интернет+", МТС-Коннект 2, i-Онлайнер и др. В четвертом квартале 2008 года выручка от передачи данных в МТС выросла на 6% по сравнению с третьим кварталом, на 13% увеличилась прибыль от контентных услуг. А общая выручка от VAS составила 8,18 млрд рублей в четвертом квартале против 7,8 млрд рублей кварталом ранее. "Это говорит о том, что проникновение дополнительных услуг в нашей абонентской базе стремительно растет, люди заинтересованы в пользовании этими услугами, - конкретизирует Александр Поповский из МТС. - На рынке существует очень большой неудовлетворенный спрос".
Оценивая ситуацию с проводным или "развязывающим руки" доступом в Сеть, компания "ВымпелКом" говорит так: сейчас людям нужен не беспроводной или дешевый интернет, это не совсем правильные критерии для оценки ситуации. Сегодня человеку необходимо в принципе наличие интернет-доступа - вне зависимости от того, где он находится. Значит, борьба "проводов" и Wi-Fi пока актуальна. Вмешается ли в "дискуссию" WiMAX - технология, к которой эксперты рынка относятся на сегодняшний момент неоднозначно?..