Судовой день Владимира Путина
Премьер-министр Владимир Путин, посмотрев хоккейный матч Россия-Канада, отправился на Восток: весь вторник он проводит в Японии, в среду будет в Монголии, а в понедельник заглянул в Комсомольск-на-Амуре.
От того, что Путин увидел в этом городе, крупнейшем промышленном центре нашего Дальнего Востока, праздничное настроение по поводу победы России в чемпионате мира по хоккею улетучивается моментально: знаменитый Амурский судостроительный завод (АСЗ), который на протяжении десятков лет производил атомные и дизельные подводные лодки, гражданские суда, теперь оказался перед угрозой закрытия. Выход Путин нашел - и объявил по сути о деприватизации этого предприятия.
На АСЗ Путина повели не сразу. Для начала ему показали Производственное объединение имени Гагарина, где собирают "надежду отечественного гражданского авиастроения" - Sukhoi Superjet 100 (SSJ).
Сейчас полностью готовы два самолета. Скоро к ним присоединятся еще два. А в цехе окончательной сборки уже стоит первая серийная машина. Если летные испытания пройдут нормально, то в следующем году она поднимет в воздух пассажиров - армян, потому что аванс за первый самолет проплатила армянская "Армавиа". Всего же сейчас есть 98 подтвержденных заказов, но в последние месяцы их все меньше. При этом, по мнению гендиректора "Сухого" Михаила Погосяна, проблема заказов может быть так или иначе решена через госфинансирование продаж. То есть, как в последнее время случается, отсутствие спроса на товар можно устранить административно.
Но есть и еще кое-какие препятствия для спроса. Так, ряд специалистов отмечают, что у SSJ слишком низкие воздухозаборники двигателей (всего 42 сантиметра от поверхности полосы), и потому машина непригодна для подавляющего большинства российских аэропортов: мусор и бетонная крошка будут постоянно затягиваться в двигатели.
- Злые языки, - заверил "Известия" начальник цеха окончательной сборки Илья Костин. - Двигатели делают в Рыбинске совместно с французами, так вот французы специально лопатами кидали песок в турбины - и ничего не было!
Погосян добавил, что кидали не только песок, но и куриц, но двигателям и от куриц ничего не было...
Путин спешно обошел цех, посмотрел на проверенные французами турбины, не стал смотреть на самих французов, которые боязливо высовывались из сооруженного для них загончика, и поднялся по трапу в один из самолетов. Посидев минут пять в кресле первого пилота, премьер спустился к ожидавшим его возле трапа рабочим.
- Хорошую продукцию производите, - сообщил Путин. - В связи с удорожанием производства и комплектующих мы приняли решение об увеличении финансирования в общей сложности на 6,8 миллиарда рублей: 3,2 миллиарда будут выделены на увеличение уставного капитала "Гражданских самолетов Сухого", а еще 3,6 миллиарда - через Федеральную целевую программу развития гражданского авиастроения.
- Мы рады, - в свою очередь сообщили Путину рабочие.
Дальше был АСЗ. Завод, который в общем-то уже сложно назвать заводом. Прогулявшись по стапельным цехам между недостроенными подлодками, Путин встретил рабочего Александра Астраханцева и немедленно сообщил ему новости. Так, Астраханцев узнал, что кредиторская задолженность его предприятия составляет 36 млрд рублей, а также что премьер намерен "решить вопрос" с неэффективными собственниками и проблему госзаказов. Сообщив все это, Путин предложил Астраханцеву пойти вместе на совещание.
В принципе рабочий мог бы много рассказать. В последние месяцы и без того упавшие зарплаты постоянно задерживаются. Руководство завода вроде бы пообещало рассчитаться по долгам до 9 мая, однако деньги увидели не все. На одном из интернет-форумов Комсомольска немедленно появились утверждения, будто деньги эти пущены на подготовку к визиту премьера: мол, срочно начали ремонтировать второй этаж заводоуправления. "Известия" действительно заметили там несколько новеньких евроокон с еще не ободранной защитной пленкой.
Но Астраханцев мыслил глобально.
- Большая часть нашего коллектив хотела бы, чтобы завод снова был возвращен в государственные руки, и так думают все! - обратился он к Путину. - Если вы так сделаете, Владимир Владимирович, если вы деприватизируете завод, то он потихонечку воспрянет, мы хотим вернуться назад... в государство!
И Путин тут же объявил, что так и будет. Оказалось, что частные акционеры, в руках которых находилось 59% акций АСЗ, днем ранее договорились со Сбербанком о продаже ему этой доли, которую Сбербанк затем передаст за символическую цену Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
- У нас нет цели деприватизации, но там, где собственник не является эффективным, надо думать, как изменить ситуацию, особенно если речь идет о предприятиях, тесно связанных с исполнением гособоронзаказа, - объяснил свое решение Путин.
В довесок АСЗ, по распоряжению премьера, получит через ОСК от Сбербанка еще около $400 млн, свыше 580 млн рублей от Минобороны, а также через некоторое время получит 1,9 млрд рублей на достройку и ходовые испытания текущих проектов.
- Вы уверены, что теперь, когда государство станет владельцем, вам будет лучше жить? - спросил я у Астраханцева, вышедшего из зала совещания в робе и в каске - он торопился обратно в цех.
- Я не то что уверен, я - сверхуверен! - ответил он.
- А вы знаете, что государство - неэффективный собственник? - ехидно спросила его западная журналистка.
- Конечно!
- И не боитесь?
- Мы не боимся, потому что человек верит государству, но никак не собственнику, - выкрутился Астраханцев, добавив, что верит еще и лично Путину, "отличному человеку и отличному премьер-министру".
Так в прикрытой каской голове Астраханцева государство, собственник родного завода и Путин постепенно становились триедины.