Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Кинорежиссер Леонид Нечаев: "Мне говорили, что черепаха Тортила не может опекать лягушек"

Исполнилось 70 лет Леониду Алексеевичу Нечаеву, создателю популярнейших музыкальных сказок "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку". С любимцем детей и взрослых побеседовала наш кинообозреватель
0
Кинорежиссер Леонид Нечаев - любимец детей и взрослых (фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Андрей Бильжо. Карикатуры в тему

Исполнилось 70 лет Леониду Алексеевичу Нечаеву, создателю популярнейших музыкальных сказок "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку". С любимцем детей и взрослых побеседовала наш кинообозреватель.

вопрос: Уже несколько поколений кинозрителей "принимают" ваши ленты как витамин радости.

ответ: Я в этом в очередной раз убедился, когда в 2005 году стал кавалером ордена Буратино, который учредили дети города Зеленоградска Калининградской области. У меня есть Госпремия России, полученная из рук Бориса Ельцина, а Владимир Путин наградил меня званием "Народный артист России", но выше детского ордена награды нет. Это символ абсолютного признания.

в: Вы родились в Москве, но в справочниках о вас пишут "советский, белорусский, российский режиссер". Так кто же вы на самом деле?

о: Вот я недавно приехал из Минска - там устроили для меня предъюбилейный феерический праздник. Так получилось, что именно на киностудии "Беларусьфильм" я проработал в общей сложности 17 лет и снял десять фильмов. И хотя белорусы меня не представляли к званиям (говорили, что у меня московская прописка - пусть Москва и выдвигает), но в "Энциклопедии белорусского кино" все-таки написали: "Ляонид Нячаев - выдатный бяларуский кинорежисер". Мало того, в местном Музее кино есть зал, посвященный моим фильмам. Оказалось, что сохранились и костюмы героев, и отдельные предметы реквизита. "А как же иначе, - объяснили мне, - это достояние республики!" Я уж не стал им напоминать, с каким трудом на студии принимали "Буратино", как утверждали, что "черепаха не может опекать лягушек в пруду"... Дело давнее, чего теперь вспоминать обиды. А вот Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России, кажется, мой юбилей пропустила...

в: Получается, что коллеги из Гильдии считают вас белорусским режиссером.

о: Переживу.

в: Вы поступили во ВГИК на актерский факультет, но потом перешли на режиссерский. Почему?

о: О! Это замечательная история. В институт я поступил, уже отслужив в армии. Там я был завклубом, ставил спектакли, и на радость командирам мы получали на смотрах грамоты. Так что мои однокурсники на актерском факультете часто просили помочь им с учебными заданиями. Я не отказывался. И однажды, после просмотра моей постановки "Медведь", отсмеявшись вместе со всем залом, уже на выходе из зала меня подхватили Сергей Аполлинариевич Герасимов и Яков Александрович Сегель. Они стали меня уговаривать перейти на режиссерский - сразу на третий курс. И уговорили. На всю оставшуюся жизнь.

в: Каков же был главный аргумент, что вы отказались от мечты стать актером?

о: Очень рациональный. Мастера мне сказали, что артист-то я хороший, "с мозгами", это видно, но со своей внешностью "поганого интеллигента" до сорока лет точно буду не востребован. А в режиссуре есть шанс пробиться.

в: Ваш дебют, похоже, сразу определил режиссерские приоритеты. В фильме "Приключения в городе, которого нет" главные персонажи - герои детской классической литературы.

о: Да, я хотел - и частично выполнил свой план - сделать энциклопедию мировой классики сказок. Отсюда и экранизации Коллоди-Толстого, Шарля Перро, Джеймса Крюса, Яна Экхольма, Джеймса Мэтью Барри, Уильяма Теккерея, Пола Гэллико, Ганса Христиана Андерсена...

в: Вы с таким удовольствием произносите эти фамилии. Так может говорить только человек, очень любящий книги...

о: Читать я начал с четырех лет и увлекся этим занятием. Чтение и репетиции в театральной студии Дворца пионеров отвлекали меня от неблагополучного дворового окружения. Жили мы в центре Москвы - в Зарядье, рядом с Биржевой площадью. Жили невероятно бедно. Я безотцовщина - папа погиб на фронте в 1943-м. Мама, чтобы вырастить троих детей, тяжело и много работала. Можно сказать, выкормила нас своей кровью - она была донором, сдавала кровь, чтобы получать дополнительную продуктовую карточку...

%%VYNOS1%%в: Почему вы стремились делать именно музыкальное детское кино? Техника была несовершенна, и вы осложняли себе съемочный процесс...

о: Ребенок воспринимает мир в абсолютном счастье. А счастье лучше всего выражается в песнях.

в: И цензура, наверное, проще относилась к музыкальным сказкам?

о: Если бы не поддержка Москвы, телеобъединения "Экран" - как главного заказчика, то на "Беларусьфильме" мои фильмы проходили бы с трудом. Мне один критик сказал, что я здорово устроился и теперь под соусом детского кино могу говорить все что хочу - например, о "стране дураков", а нас, мол, "взрослых" режиссеров, бьют на каждом шагу. Но и у меня было всякое. И стихи Булата Окуджавы "На дурака не нужен нож" или "Не прячьте ваши денежки" к "Буратино" не приветствовали, и "Проданный смех" заставили резать, так что все копии стали бракованными, поплыл звук, и к показу фильм оказался негодным. А я же был "новогодним режиссером". Телеобъединение "Экран" знало, что к 1 января у них будет очередная музыкальная сказка. Но в тот раз требования начальников оказались сильнее традиции.

в: Ваши фильмы отличаются фантастическим качеством детской игры. У ваших юных актеров очень естественные интонации, реакции... Как вы этого добивались?

о: Спасибо вам за этот вопрос. Всех почему-то интересуют скандальные ситуации во время съемок - вы первая спрашиваете о сути моей профессии. На съемках дети звали меня "папа Леня". Верили мне и моей искренней к ним симпатии. Я им не говорил, как надо произносить текст, не просил копировать мои интонации. Они сами умели работать над образом, знали весь сценарий, не только собственную роль. Персонажи становились для них родными. А я создавал естественные ситуации, естественную среду, детям не надо было ломать себя. Им оставалось только проживать жизнь своих героев. Поэтому Дима Иосифов был готов висеть вниз головой столько, сколько надо, зная, что во время съемок всякое может случиться...

в: В то же время, если перечислять всех народных и заслуженных артистов, с которыми вы работали, получится отдельная киноэнциклопедия...

о: С ними работать - это было отдельное счастье. Никого не пришлось уговаривать - все были рады получить роль, в которой можно похулиганить, подурачиться. А еще я их соблазнял перспективой пения. Женя Евстигнеев, посмотрев "Буратино", сказал: "У тебя, Леня, я готов сыграть любую мышь!" Конечно, в "Красной Шапочке" нашлась для него роль. А Николай Трофимов - Толстый волк, сыграв еще и Пса Максимилиана в "Рыжем честном влюбленном", написал: "Леня! Я твой верный пес. Я твой жуткий волк. Я твой абсолютный раб. Люблю и верю!"...

Справка "Известий"

Избранная фильмография Леонида Нечаева: "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную Шапочку" (1977), "Примите телеграмму в долг" (1979), "Мнимый больной" (1980), "Проданный смех" (1981), "Сказка о Звездном мальчике" (1983), "Рыжий честный влюбленный" (1984), "Питер Пэн" (1987), "Сладкая сказка" (1997), "Сверчок за очагом" (2001), "Дюймовочка" (2007)...

В фильмах Леонида Алексеевича дебютировали Дмитрий Иосифов, Яна Поплавская, Полина и Ксения Кутеповы. В разных ролях его картин блистали Рина Зеленая, Ролан Быков, Владимир Басов, Владимир Этуш, Евгений Евстигнеев, Николай Гринько, Николай Трофимов, Наталья Гундарева, Елена Санаева, Татьяна Пельтцер, Надежда Румянцева, Татьяна Васильева, Анатолий Ромашин, Павел Кадочников, Галина Волчек и многие другие.

Нечаев коллекционирует скульптурки Дюймовочки, пивные кружки и, разумеется, ключи. Здесь самый ценный экспонат - "аутентичный" Золотой ключик, сделанный, правда, из бронзы. По окончании съемок "Буратино" режиссер выкупил его у студии за 30 рублей.

Комментарии
Прямой эфир