Потому, потому что мы пираты
В четверг в российский прокат выходит новый фильм британского режиссера Ричарда Кертиса "Рок-волна". Главную роль там исполнил Билл Найи - поклонники помнят его как обаятельного пожилого рокера в другой картине Кертиса - "Реальная любовь".
Это сегодня музыкальные радиостанции буквально теснят друг друга в эфире. А "Рок-волна" напомнит о 60-х годах прошлого века, когда на Би-би-си поп- и рок-музыку можно было слушать только по два часа в неделю. Зато "пиратское" радио крутило ее круглосуточно. Группа отчаянных диджеев расположилась на корабле в четырех милях от берега. 20-миллионная аудитория поклонников в Великобритании почитала их как национальных героев. Правительство же относилось к "радиопиратам" как к врагам государства, а чиновники всячески старались закрыть вещание.
В фильме на веселом корабле расположился актерский ансамбль, способный сделать честь любому проекту. Среди диджеев зрители узнают лауреата "Оскара" Филипа Сеймура Хоффмана (Граф), звезд английских комедий Ника Фроста (Дэйв) и Риса Ифанса (Гэвин). Свирепого министра Дорманди сыграл один из главных знатоков творчества Шекспира - режиссер и актер Кеннет Брана. А руководит всем карнавалом звука некто Квентин в исполнении Билла Найи.
вопрос: Билл, расскажи о своем герое.
ответ: Мы с режиссером придумали закадровую историю, по которой я и выстраивал характер своего героя. По нашей внутренней версии, Квентин принадлежит к высшему сословию, родился, как говорят, с серебряной ложкой во рту. Как подданный Его Величества воевал во время Второй мировой, что в итоге и повлияло на его бунтарское мировоззрение. Он видел смерть, сам был вынужден убивать, но выжил. Ему в высшем обществе стало трудно дышать. Свои, естественно, считают его паршивой овцой. Думаю, что это недалеко от истины. Я даже представлял себе, что мой Квентин мог умыкнуть какую-нибудь дорогую вещицу или картину, продать и на вырученные деньги устроить рок-станцию на воде. Для него радиопиратство - это прежде всего дух свободы.
в: Ты сам-то помнишь пиратские радиостанции, столь популярные в 60-е?
о: Как не помнить! Я сам был как тот мальчишка в фильме, который включает свое радио тихонько, когда родители уходят спать. Сейчас трудно это объяснить, но тогда для нас это действительно было особенным миром. Абсолютно радикальным явлением. Конечно, продавались диски с записями, но ведь их надо было приобрести. А "пиратское" радио гоняло все подряд, за что им были все благодарны. Кроме музыкантов, конечно: те ведь оставались без выплат. Охота на "пиратские" станции шла в то время серьезная. Но люди исхитрялись опять появляться на радиоволнах. Мне очень понравилась сама идея, что радио устроено на корабле. Это очень эффектно, только молодые и чуть-чуть сумасшедшие люди такое могут придумать. И море, мне кажется, хорошо рифмуется со "свободными волнами".
в: Тебе нравится музыка того времени?
о: О! Абсолютно! Вне всяких сомнений. Мы с Ричардом Кертисом большие поклонники музыки 1967 года. Отис Реддинг, Арета Франклин, Джимми Хендрикс, Кэт Стивенс, группы The Who, The Beach Boys, Procul Harum, The Moody Blues и The Rolling Stones. Знаешь, перед началом съемок всем актерам, играющим диджеев, раздали ай-поды с самой популярной музыкой того времени. И похоже, что молодые коллеги стали открывать для себя новый мир.
в: Что ты слушаешь сегодня?
о: Мистера Боба Дилана. В свое время его музыка пронзила, словно молния. День, прошедший без его музыки, для меня неполон.
в: А кого ты терпеть не можешь?
о: Техно, металл - с ориентацией на смерть и грязь. И все, что имеет в своем составе ударника с кисточками.
в: Прежде чем начать съемки, Ричард Кертис отправил актеров в море?
о: Да, чтобы проникнуться атмосферой, мы какое-то время провели на корабле. Я в отличие от других не страдал морской болезнью и гордился, что держу лицо, - все знали, что я в "Пиратах Карибского моря" был капитаном "Летучего голландца" Дэви Джонсом. Но когда уже на суше стали снимать эпизоды в моей "каюте", которую раскачивали специальными машинами, у меня было несколько пренеприятных моментов. Вот тогда я все понял о морской болезни, настолько мне было плохо.
в: Тебе нравится работать с Кертисом?
о: Если бы можно было, я бы только с ним и работал. Мы нашли взаимопонимание во время съемок "Реальной любви". Ричард умеет создавать очень располагающую атмосферу на съемочной площадке. Все вежливы и предупредительны друг к другу, потому что режиссер подает пример остальным.
в: Почему ты решил стать актером?
о: Будучи подростком, я мечтал стать писателем, как мой обожаемый Хемингуэй, но у меня не хватило смелости. Оставалась еще одна свободная профессия, не требующая пребывания в офисе с восьми до пяти. Да, опытные люди меня предупреждали, что актеры часто сидят без работы. Так и случилось, но именно это мне и нравится. Я какое-то время работаю, а потом возникает ничегонеделание. Это же красота! Еще я страшно счастлив, что все эти годы мне удается балансировать между кино и театром. И если бы ты спросила меня, чего я ожидал от своей карьеры в самых смелых моих мечтах, я бы ответил, что я получил то, чего хотел. Мне здорово повезло в жизни.
Как прозвучит "Рок-волна" по-русски
Российские прокатчики решили подойти к процессу дубляжа фильма "Рок-волна" творчески и привлекли к работе многих из тех, кто не понаслышке знает, что такое профессия диджея. В создании русской версии "Рок-волны" принимали участие Сергей Стиллавин, Роман Трахтенберг, Антон Комолов, Ольга Шелест, Дмитрий Глуховский, Вадим Тихомиров, Александр Карлов, Владимир Аверин, Лена Батинова, Тутта Ларсен. И конечно же Сева Новгородцев - человек, сыгравший первостепенную роль в знакомстве российской публики с европейской поп- и рок-музыкой.