Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Тот, кто повлиял на Путина

Десять лет назад мы с Донатасом (отчества в Литве не приняты) встретились в Москве. Он был проездом с кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок", где получил почетный приз "Госпожа Удача" имени Павла Луспекаева. Это было не первое чествование в его жизни, но в рассказе все равно слышались нотки смущения: "Я не ожидал, что так будет. Когда объявили о награде, люди встали и начали аплодировать..."
0
Донатас Банионис с Витой Артмане в фильме "Никто не хотел умирать" (1966)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Десять лет назад мы с Донатасом (отчества в Литве не приняты) встретились в Москве. Он был проездом с кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок", где получил почетный приз "Госпожа Удача" имени Павла Луспекаева. Это было не первое чествование в его жизни, но в рассказе все равно слышались нотки смущения: "Я не ожидал, что так будет. Когда объявили о награде, люди встали и начали аплодировать...".

В неиссякающей силе народной любви артист убеждался и пока мы шли по Тверской: ежеминутно приходилось отвечать на улыбки, возгласы. "Немножко неуютно себя чувствую... Но, с другой стороны, если люди в России меня помнят, значит, я не напрасно играл. Значит, все-таки я актер хороший..." - говорил он мне тогда.

По Москве Донатас не просто прогуливался, его целью был Музей МХАТа. Актер договорился, что для него сделают видеозапись спектакля по пьесе Пауля Барца "Возможная встреча" с Олегом Ефремовым и Иннокентием Смоктуновским. В Литве эту пьесу поставил сын актера Раймундас, сам Банионис играл Баха, а Генделя - Регимантас Адомайтис. Запись нужна была Донатасу не для того, чтобы копировать: "Вот хочу молодым показать, что значит настоящая жизнь на сцене, игра действительно больших артистов".

Вопросов о смысле просветительства у меня не возникало. Этому Донатаса научил великий литовский режиссер Юозас Мильтинис, построивший легендарный театр в маленьком городке Паневежисе и воспитавший не только собственных актеров, но и зрителей всей республики.

Университетами Баниониса стали его роли. Павка Корчагин, Октавий ("Лжец" Гольдони), Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена), Бекман ("За дверью" Борхерта), гоголевский Городничий, Вилли Ломен ("Смерть коммивояжера" Миллера) и еще около ста персонажей. Большинство - в постановках Мильтиниса. Легендарный режиссер еще вывозил своих юных артистов в Ленинград - в Эрмитаж и БДТ, и в Москву - во МХАТ. Мильтинис вслед за своим учителем Шарлем Дюленом считал, что главное в актере - его личность. Чем она глубже и значительнее, тем будет больше достоверности в созданных образах, потому учил своих студийцев анализировать прочитанные книги, увиденные спектакли, изучать языки. И не позволял никому "звездить" - даже народных после главных ролей мог поставить в массовку. Слово режиссера было главным, потому все ученики получились интеллигентные, воспитанные, некапризные. И талантливые.

Даже в самом начале кинокарьеры Баниониса отчетливо прочитывалась его многоплановость. Недаром Арунас Жебрюнас в экранизации "Маленького принца" предложил ему сразу несколько характеров:  короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа. Витаутас Жалакявичюс снял его в пяти своих фильмах, в том числе в "Никто не хотел умирать". В 1966 году многомиллионная аудитория читателей журнала "Советский экран" признала фильм лучшим, а роль крестьянина Вайткуса одарила актера международными и всесоюзными призами и стала его визитной карточкой для выхода за республиканские границы.

Через пару лет появилась картина о советских разведчиках "Мертвый сезон". Банионис сыграл Ладейникова и, как оказалось, повлиял на выбор профессии нынешнего премьер-министра России. В своих мемуарах артист пишет: "Я был включен в официальную делегацию при президенте Литовской Республики, которая в марте 2001 года посетила Москву. 30 марта нас принял президент России Владимир Путин. Дойдя до меня, он остановился. Между нами завязался разговор. Я сказал, что знаю об интервью с его учительницей, которая всему миру поведала о том, кто помог Володе выбрать профессию. Наша беседа не была запланирована протоколом и всех удивила. А мне было приятно, что президент России меня узнал".

Режиссеру Савве Кулишу пришлось отстаивать кандидатуру Баниониса в "Мертвом сезоне". Помогал и прототип главного героя, разведчик Конон Молодый, сказав всем цензорам: "Я ничего не знаю про кино. Я знаю про жизнь. То, что снято Кулишом, и есть настоящая жизнь. Если это вам не нравится, ваше дело. Но я считаю, что Банионис должен играть дальше".

За пределами родной республики артист сыграл десятки значимых ролей: астронавт Крис Кельвин в "Солярисе", офицер-подводник Виктор, мистер Мак-Кинли, Фердинанд Люс, Гойя с Бетховеном (две эти роли - на немецком языке). Но Донатас Банионис искренне считал, что свой успех у советского зрителя он обязан разделить со всеми режиссерами: "Мильтинис это мой учитель и отец. Он мне в театре дал все. И я уверен, что в кино без Жалакявичюса, Тарковского, Козинцева, Саввы Кулиша, Михаила Швейцера, Конрада Вольфа я ничего не сделал бы. Я благодарю Бога, судьбу, что мне посчастливилось с ними встретиться".

На русском языке артист говорил голосом Александра Демьяненко и считал это огромным везением: "Я, например, "Мертвый сезон" смотрю только из-за него. Он, дублируя меня, сыграл роль Ладейникова как бы параллельно со мной. В некоторых сценах он сильнее и глубже меня. Прекрасный был актер".

В чем же секрет таланта Донатаса Баниониса? Лучше всех о нем сказал режиссер Витаутас Жалакявичюс: "Он лепит "образ "вовнутрь"... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность - внутри. Его лицо - внутри. Оно соткано из эмоций".

Сегодня Донатас Банионис является председателем Правления фонда Юргиса Балтрушайтиса. Цель фонда - содействовать культурным связям и расширению гуманитарного сотрудничества между Литвой и Россией.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...