Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Раньше здесь сушили белье и продавали окорочка"

В эти дни Русский музей отмечает 114-й день рождения. Дата не круглая, но праздник получился большой: буквально на днях завершена реставрация сразу в трех филиалах музея. Знаменитые на весь мир петербургские дворцы - Мраморный, Строгановский и Инженерный замок - практически восстановлены. В минувшую пятницу их осмотрели министр культуры РФ Александр Авдеев и многочисленные гости, известные и уважаемые люди Петербурга
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В эти дни Русский музей отмечает 114-й день рождения. Дата не круглая, но праздник получился большой: буквально на днях завершена реставрация сразу в трех филиалах музея. Знаменитые на весь мир петербургские дворцы - Мраморный, Строгановский и Инженерный замок - практически восстановлены. В минувшую пятницу их осмотрели министр культуры РФ Александр Авдеев и многочисленные гости, известные и уважаемые люди Петербурга.

Первым презентовали Мраморный дворец. Свое название он получил по уникальным фасадам и интерьерам, выполненным из разноцветного мрамора и гранита по эскизам Антонио Ринальди. В ходе реставрации была воссоздана знаменитая нежно-розовая окраска дворца, изрядно пострадавшая в суровом петербургском климате. А в самом здании восстановлены редкий наборный паркет и Зимний сад, который был обустроен в ХIХ веке по проекту архитектора Александра Брюллова, брата известного художника.

Затем гости посетили печально знаменитый Инженерный замок, обитель убитого императора Павла, и светлый, куда более оптимистичный, блистающий позолотой и росписью Строгановский дворец. В конце 80-х - начале 90-х, когда Русский музей принимал на баланс все эти памятники, даже специалисты сомневались, что дворцы, местами разрушенные до состояния руин, можно отреставрировать.

"В Строгановском залы были поделены перегородками, на которых сушили одежду, как в коммуналке! - говорит директор Русского музея Владимир Гусев. - А Инженерный замок находился просто в ужасающем состоянии. Он был похож на Ноев ковчег: во дворце располагалось какое-то невероятное количество организаций. Коммерческие фирмы подписывали здесь контракты на поставку куриных окорочков! В уникальном Георгиевском зале вообще хотели открыть ломбард. А там балки провисали на 30 см. И весь декор был утрачен: после смерти Павла I этот зал переделывали несколько раз. А потом, во время войны, в него попала бомба, так что сами понимаете..."

Основные деньги на восстановление Инженерного замка выделило государство, свою долю внес Международный валютный фонд. И только после этого в бывшей обители Павла I началась серьезная работа. Когда вскрыли полы в одном из залов, то обнаружили архив документов и аналоги сортов камня, которыми первые мастера отделывали дворцовые стены. Все это очень помогло реставраторам. В итоге Инженерному замку возвращены исторические камины, двери, бронзовые люстры. А некогда почти утерянный Георгиевский зал был восстановлен в рекордно короткие сроки - всего за пять лет.

"Во времена Павла этот зал был посвящен кавалерам Мальтийского ордена. Позже на стенах появились памятные доски с именами георгиевских кавалеров, выпускников Николаевского инженерного училища, которое одно время располагалось в замке. А после революции 1917 года лепные кресты сменили пятиконечные звезды, и зал начали называть Краснознаменным, в нем проводили митинги и собрания, а после войны устроили кинобудку и крутили фильмы", - вспоминают сотрудники музея.

Ныне Георгиевский зал радует глаз мрамором и позолотой. Интерьер обрел первозданный облик.

"Качество работы уникальное, никаких замечаний. Акт госприемки подписывал с легким сердцем", - признался Владимир Гусев.

"Этот зал должен стать образцом для всех наших реставраторов, особенно сейчас, когда российская реставрационная школа переживает не самое легкое время", - поддержал директора Русского музея министр культуры Александр Авдеев. По его признанию, он не ожидал, что Инженерный замок внутри - "это настолько красиво".

Еще одна гордость замка-музея - экспериментальная, единственная в своем роде экспозиция: открытый фонд хранения скульптуры ХХ-ХХI веков. Здесь представлены работы Веры Мухиной, Сергея Коненкова, многих известных в советское время соцреалистов и экспериментаторов последних лет. Трогать экспонаты руками не разрешается, зато их можно осмотреть со всех сторон. Витрины, в которые заключены произведения, легко выдвигаются - по задумке музейщиков, экспозиция интерактивная. И экскурсовод не нужен - обо всех экспонатах можно прочитать на сенсорных экранах, расположенных в зале.

Только одна неприятная весть омрачила праздник: в 2009 году государственное финансирование Русского музея уменьшено в 2 раза. Как сообщил Владимир Гусев, вместо 1,6 млрд рублей федеральный бюджет выделил только 750 млн. По словам директора, все это приведет к значительному сокращению выставочной деятельности Русского музея.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...