Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Актриса Татьяна Пилецкая: "Моя прапрапрабабушка дослужилась до чина вахмистра"

Татьяна Пилецкая, красавица из фильма "Разные судьбы" - та, которой был посвящен романс "Почему ты мне не встретилась, юная, нежная...", недавно порадовала своих поклонников появлением в новом сезоне сериала "Каменская". Наш обозреватель побеседовала с Татьяной Львовной, живущей в Санкт-Петербурге, о ее знаменитых предках и смысле актерской профессии
0
(фото: из семейного архива)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Татьяна Пилецкая, красавица из фильма "Разные судьбы" - та, которой был посвящен романс "Почему ты мне не встретилась, юная, нежная...", недавно порадовала своих поклонников появлением в новом сезоне сериала "Каменская". Наш обозреватель побеседовала с Татьяной Львовной, живущей в Санкт-Петербурге, о ее знаменитых предках и смысле актерской профессии. 

вопрос: Сегодня артисты танцуют, поют, катаются, осваивают цирк. Если в вашей молодости были бы подобные шоу, в каком из них вы бы приняли участие?

ответ: В никаком! Хотя и сейчас могу танцевать и петь. На мой взгляд, это дешевая популяризация себя самого. Артистам следует заниматься своим непосредственным делом - играть.

в: Есть теория, что человек навсегда остается в том возрасте, когда он был наиболее счастлив. То есть эмоциональный возраст не зависит от биологического. На сколько лет вы себя ощущаете?

о: Трудно сказать, но, наверное, дамой среднего возраста. Тогда у меня было много работы и в театре, и в кино. Дорога актерская совсем не гладкая, сплошные ухабы - то вверх, то вниз. И только востребованность делает нас счастливыми. В 50-е в кино у меня был резкий взлет и столь же резкий спад, потом я пришла в театр, потом наступили спокойные годы, а сейчас вновь начались съемки, и у меня расписан каждый день.

в: Вы потрясающе выглядите. Поделитесь рецептом...

о: Спасибо, но у меня нет никаких специальных рецептов. Чтобы хорошо выглядеть в мои годы, нужно многое. О работе я уже сказала, но влияют и быт, и хорошие друзья, и характер.

в: В смысле твердости по отношению к проблемным ситуациям? Или, наоборот, надо беречь себя и не волноваться по каждому поводу?

о: В моем архиве лежит большая папка, куда я собирала роли, прошедшие мимо меня. Иногда пересматриваю эти фотографии. "Дама с собачкой", "Овод", Дездемона... Да, неудачи случаются. Не утвердили на роль, публика не восприняла спектакль, фильм оказался слабее, чем хотелось. Но нельзя заниматься самоедством и самобичеванием. Есть актеры, которые сами себя грызут, если что-то не получается. Отсюда плохое настроение, плохое самочувствие. Надо на все проблемы смотреть легче. Я в своего папу, а у него был очень легкий характер.

в: В вашей кинобиографии есть режиссеры первого ряда советского кино - Григорий Козинцев, Марк Донской, Леонид Луков.

о: Да, мне посчастливилось: в кино моим крестным отцом был Григорий Михайлович Козинцев. Эталон интеллигентности и профессионального мастерства. Он понимал, как мне, совсем молоденькой и неумелой актрисе, трудно в окружении больших мастеров, кумиров Советского Союза - Николая Черкасова, Алексея Дикого. Козинцев работал со мной очень осторожно, очень аккуратно. Благодаря ему роль Даши Севастопольской в "Пирогове" оказалась заметной, и после нее я стала получать другие приглашения. Леонид Давыдович Луков - удивительный режиссер. Он всех нас, начинающих артистов - Юлиана Панича, Татьяну Конюхову, Георгия Юматова и меня, - утвердил в "Разные судьбы" без проб. Он уже до съемок не только видел, но и слышал всю картину, поэтому удивительно тонко подсказывал интонации. И моя Татьяна Огнева получилась такой пронзительной только потому, что меня вел Леонид Давыдович Луков. Фильм "Разные судьбы" прожил большую жизнь, прошло более пятидесяти лет со дня его выхода на экран. Время сохранило главное - характеры людей. Это компьютерная графика устаревает, а дружба, любовь и предательство будут актуальны всегда... Благодаря великому мастеру Марку Семеновичу Донскому в фильме "Мать" я снималась рядом с Верой Петровной Марецкой. Это были мои актерские университеты. Профессии надо учиться всю жизнь. Нельзя к новому характеру, к новой ситуации подойти со старым багажом.

в: Можете сравнить сегодняшнюю съемочную площадку с прошлыми годами?

о: Увы, сегодня у режиссеров нет времени для тщательной работы. Фильм снимают за месяц... Меня просто оторопь берет. В фильме "Олеко Дундич" снимались Борис Ливанов, Евгений Самойлов, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин. Уж с такими профессионалами Луков, казалось бы, мог и быстрее снять, но работа шла девять месяцев. Не было спешки, суеты. Но и сегодня бывают исключения. Из последних могу отметить работу в "Каменской-5". Я встретилась с режиссером Антоном Сиверсом ("Поцелуй бабочки", "Качели". - "Известия"). Он поразил меня мягкостью, тонкостью. Он видит кадр, видит актера. Наше сотрудничество продолжается. Теперь я снимаюсь в его многосерийном фильме "Вербное воскресенье". Моя героиня - бывшая балерина...

в: Вы выпустили две книги - "Серебряные нити" и "Хрустальные дожди". Но, может быть, вы и сценарий напишете о своей невероятной прапрапрабабушке? Такой героини в нашем кино еще не было...

о: Среди моих родственников встречались яркие личности, но Луиза, действительно, была уникальной. Она родилась в Германии в 1786 году. Вышла замуж за прусского офицера по фамилии Гафемус и родила двух детей. Муж погиб во время войны с Наполеоном. Но еще до его гибели Луиза, скрыв свой пол, вступила в корпус генерала Блюхера, который в составе прусской армии воевал против французов. Она сражалась храбро, несколько раз была ранена. Лишилась правой руки и в чине уланского вахмистра вышла на инвалидный пенсион. В тогдашних газетах ее называли "второй Дуровой". Переехав в Петербург, Луиза вышла замуж за печатника Иоганна Кессениха, рожала и воспитывала детей. А в 40-х годах XIX века она стала владелицей знаменитого еще со времен Петра Первого "Красного кабачка", трактира на десятой версте Петергофской дороги. Известно, что в нем провела бессонную ночь накануне прихода к власти будущая императрица Екатерина II. Об этом кабачке писали Пушкин, Лермонтов, Тынянов и Алданов. При Луизе кабачок славился вафлями, прохладительными напитками и знаменитыми танцевальными вечерами для гвардейцев. А еще у Кессених был не раз упомянутый Некрасовым и Салтыковым-Щедриным танцкласс на Фонтанке у Измайловского моста... А ведь я, пожалуй, смогла бы сыграть эпизоды последних годов жизни своей прапрапрабабушки... Спасибо за подсказку, поговорю с режиссером.

в: Вы уже закончили составление своего генеалогического древа?

о: Да, работа в архивах уже завершена. Первое упоминание фамилии Урлауб - 1560 год. А в 1837 году из Германии в Россию приехал с двумя сыновьями Август Урлауб. Яков и Федор поступили в немецкую театральную труппу. От Федора и идет моя ветвь. Мой дед Егор Федорович Урлауб окончил в Петербурге Академию художеств, академик живописи, его картины висят в Русском музее, в Третьяковской галерее.

в: Чем занимается ваша дочь?

о: Она окончила ленинградский университет, переводчик. Занимается туристическим бизнесом. А вот внучка моя Елизавета Пилецкая окончила Мухинское училище. Она замечательный художник. Сейчас готовится ее выставка в Москве. Так, через несколько поколений, в нашем роду вновь появился художник.

в: Не могу не спросить: где находится ваш портрет кисти Кузьмы Петрова-Водкина "Татуля с куклой"?

о: Картина находится в Таллине, в картинной галерее, в отделе русской живописи.

Судьба и роли

Татьяна Львовна Пилецкая родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде в семье инженера-химика Людвига Львовича Урлауб. Во время войны отец как этнический немец был репрессирован, брат Владимир погиб на фронте.

По совету крестного отца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина родители отдали Татьяну в Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой, которое она окончила в 1945 году. Позировала скульптору Алексею Пахомову - фигурка юной балерины хранится в Русском музее. Занималась в студии ленинградского Большого драматического театра им. Горького. С 1945 по 1948 год служила в Ленинградском театре Музкомедии. Дебютировала в кино в 1947 году в фильме "Пирогов". В 1949-м вместе с мужем - офицером Пилецким уехала в город Полярный, работала там диктором городского радиоузла, а также руководила самодеятельностью при Доме офицеров. В 1962 году поступила в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, ныне Театр-фестиваль "Балтийский дом", играет в театре "Приют комедианта". Народная артистка России.

1956-й принес Пилецкой едва ли не главную ее роль - на экраны выходит картина "Разные судьбы". Кроме того, в ее фильмографии "Олеко Дундич", "Зеленая карета", "Двое в новом доме", "Сильва", "Жизнь Берлиоза", "Роман императора"...

Пилецкая трижды была замужем. Последний брак с Борисом Агешиным, заслуженным артистом России, длится больше  30 лет. Татьяна Львовна - автор книг "Серебряные нити" (1988) и "Хрустальные дожди" (2005). Сегодня продолжает работу над третьей книгой - "А судьбы у всех разные".

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...