В Москве встречают "Святое семейство"
В Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина из Дрездена прибыло полотно "Святое семейство" кисти Андреа Мантеньи. Этот ренессансный шедевр когда-то уже гостил в российской столице - в качестве трофея, а теперь олицетворяет культурный обмен между двумя странами.
ГМИИ им. А.С. Пушкина состоит в хороших отношениях со многими музеями мира, но с Дрезденской картинной галереей его связывает нечто большее, чем просто партнерство. Целое десятилетие после Второй мировой войны в Москве жили шедевры из Дрездена - и знаменитая "Сикстинская мадонна" Рафаэля, и "Портрет мальчика" Пинтуриккьо, и десятки других произведений, включая "Святое семейство" Мантеньи. При Хрущеве, в 1955 году, трофейную коллекцию вернули прежним владельцам. С тех пор у дрезденских музейщиков сохранилось чувство признательности, а у наших - чувство сопричастности к сбережению этих раритетов.
Время от времени картины из Дрезденской галереи навещают Москву -вспомнить хотя бы трехлетней давности гастроль "Святого Себастьяна" Антонелло да Мессины. На этот раз погостить приехало "Святое семейство" Андреа Мантеньи, великого итальянского живописца, чьих работ в наших музеях нет. Ответный ход последует в скором времени: из собрания ГМИИ в Дрезден отправится другое "Святое семейство", написанное Аньоло Бронзино.
Расположившись в пандан к еще одному заезжему полотну - тициановскому "Портрету неизвестного с серыми глазами", картина Мантеньи все же выглядит символом иной, предыдущей эпохи. Хотя между двумя произведениями не столь уж большая хронологическая дистанция (по разным версиям, от 30 до 50 лет), да и Мантуя, где работал Андреа, расположена совсем недалеко от Венеции, города Тициана, все же стилевая разница очень существенна. Мантеньи (1431-1506) с полным основанием причисляют к художникам раннего Возрождения - эры исследований, экспериментов, становления художественных канонов. В работах этого автора можно заметить, к примеру, родство живописной пластики со скульптурной, чего у Тициана уже не было и быть не могло. Фигуры персонажей Мантеньи словно высечены из камня, они подчеркнуто трехмерны - так художники раннего Ренессанса боролись за реалистическую достоверность своих образов.
Андреа Мантенья слыл живописцем трагической просветленности, и в "Святом семействе" явлено именно такое отношение к сюжету. Святой Иосиф, обрученный муж Девы Марии, и святая Елизавета, мать Иоанна Крестителя (сам он изображен в правом нижнем углу) исполнены тревожных предчувствий и готовности принять все, что выпадет на их долю. Во взгляде Марии на младенца сквозит нежность, окрашенная все той же тревогой. Разумеется, настроение этой сцены продиктовано евангельскими текстами, но стоит вспомнить, что Мантеньи к моменту написания картины перевалило за шестьдесят и он был отцом совсем маленького, причем незаконнорожденного ребенка. Не всегда продуктивно проецировать факты биографии на творчество художника, но в данном случае они могут иметь значение.
Судя по всему, культурный обмен с Дрезденской галереей на этом не остановится. Проект даже получил многообещающее наименование "Дрезден-Москва: продолжение традиции", что подразумевает новые гастроли. В немецком музее хранится еще немало интересного.