Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сокровища от "черных археологов"

Выставка "Спасенные сокровища Древней Фракии", открывшаяся в Государственном музее Востока, интригует не только самими экспонатами, но и их происхождением. Свою коллекцию болгарский магнат Васил Божков пополняет путем возвращения на родину артефактов, добытых и нелегально вывезенных за рубеж "черными археологами"
0
Статуэтка Марса
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выставка "Спасенные сокровища Древней Фракии", открывшаяся в Государственном музее Востока, интригует не только самими экспонатами, но и их происхождением. Свою коллекцию болгарский магнат Васил Божков пополняет путем возвращения на родину артефактов, добытых и нелегально вывезенных за рубеж "черными археологами".

Когда богатые предприниматели выступают в роли меценатов, да еще патриотически настроенных, вроде бы только и остается, что им аплодировать и всячески их поощрять. Но есть аспекты очень неоднозначные, консенсус по которым отсутствует и в скором будущем не предвидится. Например, как быть, если люди вроде Васила Божкова покупают на заграничных аукционах и в антикварных галереях предметы, которые были добыты на территории страны незаконным способом и столь же незаконно эту территорию покинули? Разумеется, болгарский олигарх исполнен благородных намерений: он возвращает домой и демонстрирует античные сокровища, становящиеся таким образом доступными и для ученых, и для широкой публики. Но не способствует ли эта деятельность дальнейшему расцвету "черной археологии"? Когда существует спрос, за предложением дело не станет.

И все же болгарские власти признают коллекционерскую линию Божкова скорее полезной, нежели наоборот. Во всяком случае, после нескольких лет, проведенных в стенах Национального исторического музея в Софии, это собрание древностей должно вскоре перебраться в отдельный музей - само собой, частный. Государство соглашается с тем, что возвращенные сокровища важны для культуры страны. Да и всего мира, пожалуй, поскольку фракийская цивилизация интересовала и интересует отнюдь не только самих болгар. Достаточно сказать, что именно здесь (если точнее, в раскопе под Варной) был когда-то найден наиболее ранний на планете артефакт, изготовленный человеком из золота. Традиция искусной обработки золота и серебра сохранялась здесь столетиями, хотя на культуру фракийцев существенно повлияли и персы, и эллины, и кельты, и римляне. Именно такой стилевой микст и представлен на нынешней гастрольной выставке.

Народ этот греки относили к варварам, но стоит понимать, что за такой формулировкой крылась в большей степени надменность самих эллинов, нежели "дикость" фракийцев. Последние славились обильными пирами и любовью к лошадям, но отличались также восприимчивостью к красоте и знаниям, с охотой перенимали у соседей и умения, и верования. Фракийский пантеон во многом совпадал с афинским - и при этом большинство мифов трактовалось здесь по-своему. Нечто подобное происходило и с ремеслами, и с искусствами. Килики, ритоны, гидрии, амфоры, ситулы - звались эти сосуды по-гречески, но выглядели по-фракийски. Собственные орнаменты, свои акценты в мифологических сюжетах, оригинальная пластика обнаруживаются сразу. Особенно заметна национальная самобытность там, где дело касается погребальных ритуалов.

К слову, оттого и процветает в Болгарии "черная археология", что уж слишком богаты и многочисленны тамошние аристократические захоронения. У государства до тысяч древних курганов просто руки не доходят. И справиться с волной нелегального кладоискательства тоже пока не выходит. Наверное, метод Васила Божкова все-таки не является стратегическим решением проблемы. Но тактическим - почему бы и нет?

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...