Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Художественный руководитель Большого балета Юрий Бурлака: "Слышал, что я злодей"

Люди ко мне ходят постоянно. Значит, доверяют. Наверное, это хорошо, когда дверь кабинета не закрывается. Хотя, с другой стороны, есть потребность уединиться, поработать... Все, что вы видите на этом столе, - материалы к балету "Эсмеральда". Скоро я вплотную начну им заниматься. Премьера запланирована на конец года
0
фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

1 января 2009 года хореограф Юрий Бурлака возглавил балетную труппу Большого театра. Позади сто дней его руководства. О своих первых достижениях глава Большого балета рассказал обозревателю "Известий".

вопрос: Вы уже привыкли к труппе Большого, а труппа к вам?

ответ: Надеюсь. Люди ко мне ходят постоянно. Значит, доверяют. Наверное, это хорошо, когда дверь кабинета не закрывается. Хотя, с другой стороны, есть потребность уединиться, поработать... Все, что вы видите на этом столе, - материалы к балету "Эсмеральда". Скоро я вплотную начну им заниматься. Премьера запланирована на конец года.

в: "Эсмеральда" - балет большой и дорогостоящий. А в стране кризис...

о: Мне повезло. У нас замечательный директор (Анатолий Иксанов. - "Известия"). Прекрасно понимая, что происходит в стране, он согласился на эту постановку. Наша "Эсмеральда" - объемный многослойный пирог, и пока все слои целы, ничем не приходится жертвовать. Слава богу, финансирование пройдет еще этим годом. Что будет с финансами в следующем году - неизвестно.

в: Планы будут скорректированы с учетом новой экономической ситуации?

о: К сожалению. Была задумка перенести в Большой "Онегина" Джона Крэнко. Балет замечательный и ни разу не ставился в России. Но стоимость прав на спектакль в совокупности с гонорарами художников, авторов музыкальных аранжировок и прочих лиц, причастных к постановке, оказалась настолько высока, что Большому пришлось отказаться от этой затеи. Складывается впечатление, что представители фонда Крэнко категорически не хотят, чтобы "Онегин" шел в России.

в: Возможно, они наслышаны, что в Большом недостаточно почтительно относятся к авторам? В прошлом сезоне исказили замысел "Скрябинианы" Голейзовского...

о: "Скрябиниана" - несколько другая тема. Это был не репертуарный спектакль, а постановка в рамках мастерских, чей формат предполагает эксперименты, в том числе и право на свое прочтение известного произведения. В отношении же к авторам Большой театр можно назвать эталоном. Реализация любого замысла начинается с уточнения авторских прав всех создателей спектакля. И при постановке они неукоснительно соблюдаются.

в: Алексей Ратманский собирался делать для Большого эксклюзив - "Утраченные иллюзии" по мотивам одноименного романа Бальзака. Есть ли деньги на этот большой, костюмный балет?

о: Надеюсь, что средства изыщутся. Все-таки у театра есть замечательные друзья в лице Попечительского совета... Как только Леонид Десятников завершит партитуру, начнем переговоры с Алексеем по поводу сроков постановки.

в: Один ваш одноклассник сказал: "Юра жесткий, как Наполеон". Вы себя таковым ощущаете?

о: В жизни я человек мягкий, но в театре без определенной доли профессиональной жесткости нельзя. Все начнет разваливаться, независимо от того, большой театр или маленький. Меня самого воспитывали жестко, и я считаю это правильным. А спорные моменты я стараюсь обсудить с Юрием Николаевичем Григоровичем. Он дает мне бесценные советы. Мы познакомились при подготовке январских "Щелкунчиков" и сразу включились в совместную работу - я как человек, отвечающий за картинку, он как постановщик. Рад, что Юрий Николаевич в меня поверил.

в: Недавно пострадали блондинки Большого театра. Теперь, выходя на сцену, они должны пользоваться тонирующими средствами. К чему такой радикализм?

о: Это определенные профессиональные требования. Например, в ансамбле танца Сибири все девушки - блондинки. Такой стиль. А в строгой архитектонике классического балета не должно быть отвлекающих ярких пятен. Представьте себе, что в "Жизели" стоят разномастные виллисы. У кого-то волосы светлые, у кого-то темные, у кого-то мелированные... Я и сам был блондином. И когда танцевал па-де-труа "Океан и две жемчужины", брал копирку - тогда еще не было тонирующих средств, - натирал волосы и на несколько часов становился темным. Да, вредно. Но для стилистического единства спектакля необходимо.

в: С момента вашего прихода к власти Николай Цискаридзе не выступает в СМИ с критикой руководства Большого балета, хотя при Алексее Ратманском делал это регулярно. Как вам удалось найти общий язык?

о: Нам с Колей давным-давно удалось найти общий язык. У нас не было повода для недоразумений и ссор. Мы воспитанники одного педагога - Петра Антоновича Пестова. Я помню его, когда он только приехал из Тбилиси, а я уже был артистом. Я уважительно отношусь к нему как к танцовщику. Он сам ко мне подходит, говорит: вот это я уже не могу танцевать, а вот это еще могу, что абсолютно нормально, - все мы не молодеем. Кроме того, я ценю Колины педагогические способности, его работу с молодым Артемом Овчаренко. Так что у нас хорошие, рабочие взаимоотношения.

в: Ходят упорные слухи о том, что вы притесняете талантливых молодых танцовщиков. Например, Наталье Осиповой не дали дебютировать в главной партии "Баядерки", назначили на несоответствующую ее положению маленькую роль Золушки в дивертисменте сказок в "Спящей красавице", а в довершение гонений сорвали ее выступление в Американском театре балета (АВТ)...

о: Слышал, что я злодей, зажимающий молодежь. Хотя ничем подобным не занимаюсь и ту же Наташу Осипову ценю как танцовщицу с невероятной энергетикой. К балетному гала, который намечен на конец сезона, я подготовил для нее и Вани Васильева сюиту из балета "Лауренсия". Думаю, будет идеальное попадание в образы героев... "Баядерку" Наташа не станцевала по стечению обстоятельств. В следующем сезоне она обязательно исполнит эту роль. Назначение на роль Золушки - не попытка наказать Наташу, а желание представить дивертисмент из "Спящей красавицы" во всем блеске. Известно, что Петипа ставил на эту роль танцовщиц, занимающих высокую ступень в балетной иерархии. Что касается АВТ, то его руководство своевременно не обратилось ко мне с официальным письмом с просьбой отпустить Осипову. А первое место работы у Наташи Большой театр, и АВТ должен подстраиваться под наш график.

в: Значит, Американский театр балета нашу солистку не увидит?

о: Почему же? После того как руководство АВТ прислало письмо с объяснениями и извинениями, вопрос был решен. Они сместили некоторые свои даты: мы получили два выступления Осиповой в "Корсаре", а АВТ - ее "Сильфиду" и "Жизель". Кроме того, руководство АВТ заверило, что впредь все приглашения будет обсуждать со мной.

в: Установите крепостное право?

о: Никогда не буду препятствовать приглашениям артистов в другие театры. Я сам танцевал и понимаю, что это святое. Маша Александрова, например, блестяще выступила в "Раймонде" Парижской оперы. Недавно Катя Крысанова станцевала "Корсар" в Мюнхене... Но, повторяю, руководители других театров не должны забывать о том, что артисты, которых они приглашают, в первую очередь танцовщики Большого театра.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...