Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Руководитель комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы Владимир Ресин: "Выход из кризиса - не ждать манны небесной, а создать условия для более эффективной работы"

В тяжелые времена тонкости работы отрасли или компании проявляются наиболее выпукло. У многих возникает соблазн "списать" на кризис как реальные финансовые трудности, так и множество других проблем, которые никак не связаны с объективными причинами. Но в строительстве - одном из локомотивов экономики - кризис нельзя просто переждать, уверен глава комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы Владимир Ресин
0
(фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В тяжелые времена тонкости работы отрасли или компании проявляются наиболее выпукло. У многих возникает соблазн "списать" на кризис как реальные финансовые трудности, так и множество других проблем, которые никак не связаны с объективными причинами. Но в строительстве - одном из локомотивов экономики - кризис нельзя просто переждать, уверен глава комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы Владимир Ресин. О приоритетах работы строителей в непростых экономических условиях его расспросила обозреватель "Города".

"Надо сохранить коллективы"

вопрос: Многие москвичи помнят суровые 90-е годы, когда экономическая ситуация в стране казалась безнадежной. Но именно в эти годы столицу все чаще стали называть "Москвой в лесах"... Несмотря ни на что, росли дома, школы, детсады. Сегодня ситуация похожа?

ответ: Именно строители вывели Москву из кризиса в начале 90-х годов. И, уверен, выведут и сегодня. Потому что стройка - это развитие, это инвестиции в будущее. Оно всегда обеспечивает занятость еще целого ряда отраслей. Да и сам строительный комплекс Москвы сегодня - это около миллиона занятых в нем людей. Так что прорвемся. Обязаны прорваться.

в: Говоря, что кризис нельзя переждать, что вы имеете в виду? Ведь средств -и бюджетных, и инвесторских - сегодня реально стало меньше.

о: На рабочих площадках и совещаниях мы сегодня говорим о конкретных вещах - о тех, которые надо выполнять, на которые есть средства. Для нас это главное, а не фразы про "кризис". Основная задача - сохранить коллективы не просто на бумаге, а загрузить их работой и дать им возможность нормально трудиться. Мы это делали и будем делать. И сами компании хотят работать. Они говорят: мы готовы сократить издержки, сметы в частности, они отказались от услуг риэл-торов - только дайте работать. Выход из кризиса только в одном - не ждать манны небесной, а создать условия для продолжения работы, чтобы она была более эффективной. Чтобы было меньше ненужных затрат, в том числе, к примеру, лишних процедур согласования. Минимизировать их - задача города.

"Объемы социального строительства сохраняются"

в: Будут ли сокращены бюджетные задания для строителей?

о: Бюджет Москвы - социальный бюджет. И выполнение запланированного в бюджете - это абсолютный приоритет, необходимый для устойчивости городской системы и для ее дальнейшего развития. Так что объемы социального строительства в Москве сохраняются. Намеченные на 2008 год планы по строительству детских садов, школ, физкультурно-оздоровительных комплексов выполнены. И в этом году мы намерены выполнить все взятые на себя обязательства по таким важным для жизни москвичей объектам.

"Дороги строить надо, несмотря ни на что"

в: Недавно Юрий Лужков заявил, что социальное жилье для москвичей будут строить только в пределах города. От планов по его строительству за МКАД власти отказались. Тем не менее активно застраиваются Люберецкие поля. Это будет последний район массовой застройки?

о: Заявления о прекращении строительства за кольцевой дорогой не было - Юрий Михайлович сказал, что московским очередникам будут строить жилье в пределах города. А в пределах города - это может быть и за МКАД: Бутово, Некрасовка, Куркино, поселок Северный и так далее. Что касается Люберец, речь идет о территории, на которой находятся поля аэрации и которая вплотную примыкает к московским районам Кожухово и Некрасовка - буквально объединяет их. Земля, которую мы там осваиваем, - московская земля. Она находилась у Люберецкой станции аэрации в безвозмездном пользовании. Мы нашли такие решения, которые позволили убрать оттуда осадок и освоить участок под жилищное строительство, получив что-то вроде Марьинского парка. Сейчас это один из лучших районов города. Стоимость этих работ не дороже работ по освобождению занятых территорий. И они связаны с решением социальных вопросов и Кожухова, и Некрасовки.

в: Не будут ли свернуты проекты по дорожному строительству?

о: Все начатые объекты дорожного строительства в любом случае обязательно будут завершены. Такого быть не может, чтобы жилье строилось, а инфраструктура - дороги, школы, магазины, поликлиники - нет. Городские программы - даже с учетом всех трудностей - сбалансированы. Не подвергаются сомнению планы по строительству главных объектов дорожной инфраструктуры - Звенигородского проспекта, Ленинградского шоссе, Четвертого транспортного кольца на участке от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе. Согласно графикам идут реконструкции Варшавского шоссе, Крестовского путепровода, улицы Советской во Внукове, Панфиловского проспекта в Зеленограде.

Сегодня также стоит задача уделить внимание развитию инфраструктуры. В прошлые годы темпы роста рынка недвижимости и активность инвесторов в возведении коммерческих проектов опережали темпы модернизации сопутствующей инфраструктуры. Сейчас появилась возможность это отставание ликвидировать, и мы должны использовать такой шанс. "Инфраструктурный акцент" в городской строительной политике на ближайшие несколько лет позволит создать необходимый задел для дальнейшего сбалансированного градостроительного развития Москвы.

"Конкуренция за городской заказ растет"

в: Все последние годы звучали заявления, что бюджет Москвы достаточно весом, чтобы избавиться от диктата инвестора и вести значимое социальное строительство за счет города. Но времена резко изменились - инвесторы сейчас на вес золота. Значит ли это, что диктат инвестора возвращается? И как в таких условиях контролировать качество?

о: Я бы не стал говорить о диктате. Но, конечно, нам придется снова развернуть как следует инвестиционную деятельность. Вернуться к тому, что было в 90-х годах. Да, в последние годы роль города как самостоятельного инвестора постоянно росла. Мы строили много социального жилья и объектов социальной инфраструктуры в сложных городских условиях, на участках, которые имеют множество обременений и малоинтересны инвесторам. И сегодня эта роль города как заказчика строительства еще более значима, потому что именно горзаказ гарантирует стабильность всей строительной отрасли. Но мы должны понимать, что и ответственность возросла многократно. И должны быть особенно внимательны к тем, кто берется за исполнение городских контрактов. Контроль будет максимально строгим. Сегодняшняя ситуация ни в коем случае не должна быть поводом для снижения требований и упрощения нормативов. Результаты последних конкурсов показывают, что растет конкуренция за городской заказ. Это положительный момент, поскольку это позволяет нам более рационально расходовать бюджетные средства, что сегодня особенно важно. А также отбирать наиболее хорошо себя зарекомендовавших исполнителей. Тех, кто выполняет все работы по заказу города четко, качественно и в срок. В то же время ответственные застройщики, которые испытывают объективные трудности, должны получить поддержку. Для того чтобы в трудное время они смогли сохранить квалифицированный трудовой коллектив, "белые" зарплаты сотрудников, предоставить рабочие места сокращаемым с коммерческих объектов квалифицированным рабочим и так далее. Компании, готовые довести свои проекты до сдачи в этом и следующем году, - наши безусловные партнеры.

в: Эксперты еще в ноябре ожидали, что к весне продажная цена жилья на московском рынке упадет в разы. Но уже скоро лето, а цены так сильно падать не хотят. Почему?

о: Мы можем говорить о цене рыночной и цене по городскому заказу. При строительстве по городскому заказу, где компании конкурируют за участки, цены уже минимизированы и стабилизировались. Когда мы говорим о рыночной стоимости, там очень важна стоимость денег. На сегодня подавляющее большинство инвесторов и строителей не имеет собственных средств для того, чтобы полностью профинансировать строительство жилья, всей инфраструктуры и заплатить за землю. Для этого он привлекает кредиты и частью вкладывает свои оборотные средства, если они у него есть. Но многие находятся в таком состоянии, что оборотных средств нет. А цена кредита сегодня - 20-25%. И говорить о том, что в таких условиях можно снизить рыночную цену, практически невозможно. Нужен механизм, который бы снизил ставку кредита хотя бы до докризисного уровня. Строитель должен получать доступные деньги, тогда и цена на рынке будет иметь тенденцию к снижению.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...