Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Достижения скромные, награждали красиво

Прошедшее в Театре Станиславского и Немировича-Данченко закрытие юбилейной "Золотой маски" на сей раз распалось на две части. Утреннюю и вечернюю. В первой - лауреатам в обстановке теплого, дружественного официоза вручали награды, во второй - была показана поставленная специально к юбилею опера "Золотое". Обе части доказали, что в российском театральном конкурсе главное - не участие, а церемония
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прошедшее в Театре Станиславского и Немировича-Данченко закрытие юбилейной "Золотой маски" на сей раз распалось на две части. Утреннюю и вечернюю. В первой - лауреатам в обстановке теплого, дружественного официоза вручали награды, во второй - была показана поставленная специально к юбилею опера "Золотое". Обе части доказали, что в российском театральном конкурсе главное - не участие, а церемония.

"Золотая маска" хотела достойно и с размахом отметить свой юбилей, и поскольку отметить его высоким качеством конкурсных спектаклей она не могла (за это качество отвечают совсем другие люди), пришлось идти обходными путями. Во-первых, "Маска" поразила всех обширностью внеконкурсной программы, в рамках которой было показано несколько завезенных к нам с европейской чужбины балетных шедевров. Во-вторых, она припасла некий сюрприз на закрытие. Стоит заметить, что идея театрализованных церемоний, которые сами по себе норовят стать частью искусства, есть наше российское ноу-хау. Это особенно бросается в глаза, когда сравниваешь "масочные" тожества с вручением самой престижной театральной премии "Европа - театру". Прежде сия общеевропейская церемония проходила в обстановке проклинаемой всеми зубодробительной скуки: стоящий посреди сцены огромный стол, накрытый каким-то кумачом, а за столом дюжина убеленных сединами членов жюри, произносящих речи. Но когда в этом году вручение решили сделать поживее и нагнали на сцену какую-то самодеятельность в карнавальных костюмах, стало ясно, что лучше уж скука, чем такое веселье.

На подобном фоне все наши (даже самые провальные) "масочные" церемонии кажутся высочайшими достижениями шоу-индустрии. Кстати, работали над ними все больше громкие имена отечественного театра - от Владимира Мирзоева до Дмитрия Чернякова и Дмитрия Бертмана. На сей раз за праздник отвечал звездный тандем - Дмитрий Крымов и Андрей Могучий. Каждый из них является мэтром того театра, который за неимением иных терминов мы назовем нетрадиционным. И их опус, по всей видимости, и замышлялся как иронический гимн такого рода театру. Воплотить этот величавый замысел удалось лишь отчасти. Опера петербургского композитора Александра Маноцкова "Золотое" имеет в основе своей русские народные сказки (особенный упор был сделан на "Колобка"). Как во всякой уважающей себя опере тут имелся оркестр (под водительством маэстро Владимира Понькина), хор и солисты, поющие за лису, волка, медведя и прочую сказочную живность. Но в отличие от обычной оперы в опере "Золотое" наличествовали еще чудесный ведущий и сногсшибательный визуальный ряд.

В роли ведущего выступил доктор искусствоведения, профессор и прочая и прочая Анатолий Смелянский, который лишний раз доказал, что умный человек бывает умен во всяких обстоятельствах. Эпизоды душераздирающей истории про колобка он объявлял с такой уморительной серьезностью, что ей позавидовал бы Зиновий Гердт в роли Апломбова из "Необыкновенного концерта". Что же до сценографического компонента, то тут весь груз ответственности лег на Дмитрия Крымова и его бывших студентов Машу Трегубову и Веру Мартынову. Пока вытесненные на авансцену хор и солисты что-то такое замысловатое пели, на сцене разворачивалась подлинная фантасмагория с участием похожего на космического пришельца зайца, футуристической лисьей головы, золотой рыбки, соединенной канатом с бабкой (на этом канате вертелась туда-сюда маленькая фигурка попавшего между рыбкой и бабкой деда). Милые зверушки, превратившиеся в механизированных монстров, выглядели одновременно пугающе и завораживающе. И просто сердце кровью обливается, когда думаешь что эти маленькие (точнее, большие, даже огромные) шедевры задорной сценографической мысли будут просто-напросто уничтожены. Акция-то разовая, и, чтобы хранить упирающихся в колосники мишек и курочек, во время репетиций пришлось снимать целый павильон на "Мосфильме". Так что век их недолог. Положа руку на сердце, представлению в целом явно недоставало внятности, а местами и спасительного юмора. Сказочный сюжет про рыбку, курочку Рябу и колобка стал в какой-то момент путаным, финал провис, смысл происходящего улетучился. Но ироничный Смелянский и изобретательный Крымов все же сделали свое дело. Если что мы и будем поминать добрым словом в юбилейной "Золотой маске", так именно ее торжественную часть, а отнюдь не конкурсную программу.

Она в этом году была на редкость убогой. Мало того что провинциальные спектакли оказались уж очень провинциальны (на этом беспросветном фоне хоть как-то выделялась лишь "Чайка" Олега Рыбкина, некогда талантливого ученика Петра Фоменко), так и среди столичных претендентов на награду не удалось обнаружить ни одной подлинной удачи. Так что жюри пришлось воленс-ноленс выбирать между полуудачами. В "Бесприданнице" Петра Фоменко отметили Полину Агурееву в роли Ларисы. В "Дядюшкином сне" БДТ блистательное лицедейство Олега Басилашвили. Приз за режиссуру достался Валерию Фокину, поставившему в Александринке "Женитьбу". Режиссуры в этом спектакле действительно чрезвычайно много. Этому же спектаклю достался и приз за лучшую сценографию (Александр Боровский). Лучшим спектаклем малой формы был признан весьма скромный опус нежно любимого мною Сергея Женовача "Битва жизни" (достижения прочих участников конкурса были еще слабее). В "Большой форме" приз ушел Кристиану Люпе, поставившему в Александринке "Чайку". Я считаю Люпу выдающимся режиссером, но "Чайка" - самый неудачный спектакль этого режиссера, какой мне вообще доводилось видеть. И то, что именно он оказался главным победителем российского театрального конкурса, конечно, наводит на грустные размышления.

Проще говоря, самое ценное, что есть сейчас в "Золотой маске", - это известная далеко за пределами отчизны сама "Золотая маска", совершенно фантастическая театральная институция, чей многомерный формат был задан когда-то Эдуардом Бояковым (в дни юбилея надо бы все-же вспомнить это имя) и которая продолжает жить и процветать под водительством Марии Ревякиной. Благодаря ее неординарным усилиям - ведь гарнир у нынешнего конкурса был куда вкуснее основного блюда - нашему театру еще удается делать хорошую мину при плохой и становящейся год от года все хуже и хуже театральной игре.


Комментарии
Прямой эфир