Клеенками закидаем
На 53-й Венецианской биеннале, стартующей в начале июня, российский павильон продемонстрирует "Победу над будущим". Так называется художественный проект, о деталях которого поведали куратор павильона Ольга Свиблова и другие участники этого предприятия.
Биеннале в Венеции традиционно понимается международным арт-сообществом не только и не столько как зрелище, но, скорее, как своеобразная художественная олимпиада. Соперничество между странами-участницами не носит выраженного спортивного характера, но кураторы национальных павильонов весьма ревниво относятся к чужому успеху. Все жаждут удостоиться если не приза за лучшую экспозицию, то хотя бы похвал от экспертов и восторженных рецензий. Неудивительно, что выбор художников и конкретных произведений становится делом чуть ли не государственным. В этом году, кстати, российский проект впервые утверждался Министерством культуры.
Ольга Свиблова сочла правильным, как и два года назад, устроить в российском павильоне коллективную выставку - в ней примут участие семь художников. Такое решение она объяснила недостаточной раскрученностью отдельных авторов. Персональной известностью международного масштаба обладают очень немногие художники из России, и практически все они уже побывали экспонентами в Венеции. Так что сейчас сделана ставка на тех, кто успел прославиться на местной арт-сцене, но мало знаком зарубежной публике.
Название проекта отсылает к первому русскому авангарду, а именно к футуристической опере Алексея Крученых и Михаила Матюшина "Победа над солнцем". Понятно, что речь не идет о заимствовании эстетики вековой давности. Скорее, подразумевается новый всплеск витальности. Связь между отдельными сюжетами будет более энергетического свойства, чем литературного. Например, Андрей Молодкин покажет мультимедийную инсталляцию из двух стеклянных скульптур с очертаниями знаменитой Ники Самофракийской. Эти емкости будут заполняться черной и красной жидкостями, олицетворяющими соответственно нефть и кровь. Итоговый микст возникнет уже в виртуальном, а не реальном пространстве.
Ирина Корина создаст огромные фонтаны из старых цветных клеенок, Сергей Шеховцев обыграет геральдику щусевского павильона, разместив на фасаде свои поролоновые композиции. Анатолий Журавлев намерен показать миниатюрную галерею исторических персонажей ХХ века в модернистском оформлении. Георгий Острецов сочинит инсталляцию о муках творчества. А художник Алексей Каллима представит фрески с изображением переполненных футбольных трибун. Правда, исполнены эти опусы флюоресцентными красками и видны лишь при ультрафиолетовом освещении, которое выключается при приближении зрителя. Остаются пустые поверхности, символизирующие эфемерность всякой победы.
Выбор Свибловой не выглядит ни слишком экстравагантным, ни чересчур благостным. По сути, дана дорога деятельным представителям поколения "сорокалетних". Что из этого репертуара сработает, а что нет, можно проверить лишь на практике.