Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил обязать банки возвращать украденные деньги в случае взлома приложения
Мир
Ле Пен обжалует свой приговор в Конституционном совете и ЕСПЧ
Мир
Сийярто заявил о планах построить нефтепровод между Венгрией и Сербией к 2028 году
Политика
Совфед одобрил закон о запрете навязывания дополнительных товаров и услуг
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Общество
Синоптик предупредила москвичей о снеге с 6 по 8 апреля
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
Прокуратура начала проверку по факту взрыва петарды в школе в Московской области
Армия
По факту атаки дрона ВФУ на жилые дома Курска завели уголовное дело о теракте
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Праздник «Алые паруса» стал победителем премии «Событие года»
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

"Физик + лирик = человек будущего"

Недавно президент вручил в Кремле значок народного учителя России Владимиру Федоровичу Овчинникову, директору московского лицея "Вторая школа", питомника будущей научной элиты. "Известия" писали об этой школе еще в середине 60-х, когда она стала одним из ренессансных явлений "оттепели"
242
Выделить главное
Вкл
Выкл

ВЛАДИМИР ОВЧИННИКОВ, Директор "Второй школы"

В этой физико-математической школе не возникла бы особая аура, если бы Овчинников, сам историк, не собрал в ней незаурядных педагогов-гуманитариев, однокашников своих и жены Ирины, известной словесницы, а позже - спецкора "Известий". Недаром в уставе школьного театра возник девиз:

"Физик + лирик = человек будущего"

Недавно президент вручил в Кремле значок народного учителя России Владимиру Федоровичу Овчинникову, директору московского лицея "Вторая школа", питомника будущей научной элиты. "Известия" писали об этой школе еще в середине 60-х, когда она стала одним из ренессансных явлений "оттепели".

Более полувека назад молодой Овчинников стал директором школы-новостройки, окруженной пустырями. Зато неподалеку уже врезался в небо шпиль МГУ на Воробьевых горах и поднимались корпуса НИИ. По замыслу хрущевской реформы школа должна была давать ученикам рабочую профессию. Но не делать же табуретки в новом "Латинском квартале"? Овчинников пошел к руководству НИИ-соседа и договорился о производстве плат для ЭВМ. Профессия - радиомонтажник. Так в школу хлынул поток учеников. Конкурс проводили по физике и математике. А для особо "продвинутых" ребят директор стал находить сильных учителей. И к тому времени, когда идея школьного профобучения отпала (как происходит обычно с попытками ломки через колено), физико-математический профиль в школе Овчинникова уже сложился.

Университетским профессорам, приводившим своих детей, директор предлагал включиться в учебный процесс. Курсы спецматематики и спецфизики параллельно школьной программе стали читать видные ученые, а их аспиранты проводили семинары.

Учиться было нелегко. Академик РАН А. Хохлов рассказывал мне: "Мы решали огромное количество задач, и это развивало аналитическое, поисковое мышление. Привычка много и систематически работать осталась на всю жизнь".

При строгой дисциплине, которую насаждал Овчинников, школа стала немыслимым островом свободы в тогдашнем наробразовском пространстве. Учитель истории, размышляя о причинах отступления нашей армии в 41-м, мог вспомнить о жестоких репрессиях среди ее комсостава в преддверии войны или, рассказывая о революции, называть имена тех, кого потом вычеркнули из книг. Исследователь творчества Толстого беседовал с учениками о его философских и религиозных взглядах, как-то заметив: "Надо тянутся к Толстому, а не опускать его до себя". Словесники Г. Фейн и А. Якобсон выступали с открытыми лекциями о Блоке, Маяковском, а также о не входивших в программу Пастернаке, Ахматовой, Цветаевой, устраивали диспуты.

Но когда на рубеже 70-х в стране стали закручивать идеологические гайки, в школу зачастили комиссии. После вмешательства партийных органов Овчинникова и завучей из школы убрали. Ему оставили только руководство ВЗМШ (Всесоюзной заочной математической школой), где в лучшие времена училось до 20 тысяч старшеклассников из глубинки. "Второшкольники", однако, его не забывали. Когда в 1996 году В.Ф. понадобилось лечение в Германии, сразу вызвались помочь. Деньги приходили из Москвы и Бонна, Чикаго и Иерусалима, Бостона и Оксфорда...

В родные стены Овчинникова уговорили вернуться лишь спустя 30 лет: в школе возник конфликт, и разрядить его призвали отца-основателя, полагаясь на его авторитет, такт и твердый характер.

Традиции давних лет оказались устойчивыми: и сегодняшние ученики Овчинникова побеждают на олимпиадах и в конкурсах, уверенно поступают в МГУ, Физтех, в Бауманку. Сложился круг учителей, почти половину которого составляют выпускники школы. И думать здесь учат на всех уроках. У здешнего старожила, математика А. Балобанова любой ученик решает сложные задачи, потому что приучен выстраивать доказательства, а не вспоминать рецепты. У Г. Еселевой ученики не могут не прочесть "Войну и мир", потому что в роман погружаются том за томом, и трудно представить лучшие уроки нравственного осмысления жизни.

История "Второй школы" заставляет задуматься о тех ценностях образования, которые опасно утратить под напором коммерческих расчетов и прагматичности, сопровождающей у нас авторитарную переналадку в этой чувствительной сфере.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением