Депутат Европарламента Татьяна Жданок: "Из Эстонии в Латвию перешел вирус несвободы"
Власти Латвии пошли по эстонскому пути, четко обозначив на весь мир: фашистам - почет, всем, кто против, - преследования. Ветераны Ваффен СС и неонацисты прошли 16 марта маршем по центру Риги, антифашисты - арестованы. Свидетелем торжества реваншизма стала евродепутат от Латвии Татьяна Жданок. В интервью обозревателю "Известий" Ксении Фокиной она рассказала, как все происходило, и обещала довести дело против латвийских властей до суда.
вопрос: Вы ожидали, что латвийские власти устроят демарш против антифашистов в ответ на проведение в Риге конференции "Будущее без нацизма"?
ответ: Конечно, не ожидали. До этого наши мероприятия проходили без проблем.
вопрос: Почему именно сейчас такая реакция?
ответ: Думаю, власти напуганы событиями 13 января, когда мирный митинг вылился в беспорядки.
в: Кто был виноват тогда?
о: По уголовному делу проходят латыши из Риги и люди из провинции, потерявшие работу. Это было стихийное выражение социального недовольства.
в: То есть антифашисты там не были замешаны... А значит, не было никаких оснований подозревать их в подготовке беспорядков.
о: Абсолютно. Более того, очень странно вела себя полиция. Из Эстонии в Латвию перешел вирус несвободы. Я несколько раз ездила в Эстонию в связи с событиями вокруг Бронзового солдата. И каждый раз слежка была тотальной. И когда я пересекала границу Латвии, возвращаясь домой, у меня было ощущение, подобное тому, что испытывал профессор Плейшнер: вот он, воздух свободы. Но теперь, судя по всему, этот воздух свободы исчез. Это мое главное ощущение от 16 марта.
в: Чего хотели добиться власти, издавая "черные списки" антифашистов, проводя обыски и аресты в День легионера?
о: Силовые структуры показали себя с очень плохой стороны. Это совершенно очевидное потворство легионерам и неонацистам, в частности, из организации "Ястребы Даугавы", заявившей шествие. А тех, кто пытался этому противостоять, преследовали. Причем методы были во многом заимствованы из эстонского опыта. У меня на руках приказ главы МВД, на основании которого людей задерживали на улицах, вытаскивали из машин и высылали из страны. В нем 20 фамилий и никакой мотивации.
в: А как было обосновано задержание троих лидеров латвийских антифашистов, среди которых депутат Рижской думы?
о: Очевидно, был план по их задержанию. Мы показывали Ригу нашим друзьям-иностранцам, и на одной из площадей недалеко от памятника Свободы увидели колонну стариков, которые шли возлагать цветы к монументу. Молодежь с флагами, которая собиралась на Домской площади, чтобы провести марш, полиция придержала. И было ощущение, что старики просто в одиночном порядке возложат цветы к памятнику. Но потом появилась колонна молодых неонацистов. Они словно по команде бежали от Домской площади к памятнику. Один из молодчиков ударил древком флага по голове Виктора Дергунова, депутата Рижской думы. А затем Виктора, раненного, схватила полиция. Тут же заломили руки лидерам Латвийского антифашистского комитета Эдуарду Гончарову и Иосифу Корену. Их посадили в бронированную машину и отправили в участок - "за неподчинение полиции". В чем было неподчинение, не понятно.
в: То есть флагом по голове можно, а наблюдать за шествием неонацистов - уже неподчинение?
о: Да. Получается так.
в: Как бы вы оценили ситуацию с задержанием лидера "Ночного дозора" Димы Линтера и конфискацией его премии "Известность"?
о: Мы встречали поезд, на котором ехал Дима, в Риге. Там оставались его вещи. И проводники нам сказали, что премию изъяли пограничники, которые сняли с поезда Диму, но в последний момент награду вернули в вагон. Но потом ее изъяли вторично. Судя по всему, миграционная служба уже в Риге. При этом сумка с вещами осталась.
в: И никаких протоколов?
о: Пока у нас нет никаких документов.
в: Вы стали свидетелем всех этих нарушений прав человека. Что-то будете предпринимать как евродепутат?
о: Я как раз вхожу в Комитет Европарламента по гражданским правам, свободам и внутренним делам. У Латвии, как и у Эстонии, есть обязательства в связи с принадлежностью к шенгенской зоне. Список невъездных лиц каждая из стран может определять. Но принципиально важно, что такое решение должно быть мотивировано и любой человек имеет право его обжаловать. Так вот в случае с главой Московского антифашистского центра Евгением Прошечкиным, которого не пустили на нашу конференцию, ситуация с отказом подлежит обжалованию. Мы этим займемся. В случае с дозоровцами обжаловать надо весь приказ главы МВД. И мы будем его обжаловать.
в: А политическая реакция ожидается? Ведь латвийские власти четко обозначили свои идеологические пристрастия.
о: Нет худа без добра. Тут они себя полностью раскрыли. Совершенно очевидно: полиция обеспечила проведение самого настоящего шествия неонацистов. Это чрезвычайно опасное явление. И так уже 70% латышских школьников считают легионеров героями и борцами за независимость. В Европарламенте более половины депутатов поддержали инициативу стран Балтии о признании 23 августа (день подписания пакта Молотова-Риббентропа) Днем памяти жертв нацизма и коммунизма. С акцентом на коммунизм. В Латвии, Литве и Эстонии этот день уже зафиксирован в календаре. Но теперь и Болгария приняла такое решение. На плакатах, которые распространяли инициаторы этой кампании в Европарламенте, портреты Гитлера и Сталина. Получается, что те, кто боролся с фашизмом и победил его, приравниваются к самим фашистам.
Кто искажает факты?
Во вторник российский МИД назвал действия властей Латвии потаканием практике нацизма. "Активность полиции была направлена на пресечение протестов антифашистов, а не незаконной сходки бывших эсэсовцев. Такие действия не могут быть квалифицированы иначе как продолжение практики потакания неонацистам", - говорится в заявлении МИД.
Накануне мэр Риги Янис Биргс выступил с обращением к учителям: "Враждебные государству силы все чаще пытаются исказить исторические факты о 16 марта и связать латышских легионеров с фашистской Германией. Поэтому жизненно необходимо разъяснить историю для того, чтобы молодое поколение не стало объектом манипуляций".
В ответ приводим текст присяги Латышского легиона СС: "Богом клянусь в этой торжественной клятве, что в борьбе против большевизма буду беспрекословно подчиняться главнокомандующему германскими вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как бесстрашный солдат, если будет на то его воля, буду готов отдать свою жизнь за эту клятву".