Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters сообщило о подтверждении Трампом приглашения Путина в «Совет мира»
Общество
ФСБ ликвидировала причастного к попытке теракта в Ставрополе мужчину
Мир
Лавров напомнил о помощи КНДР в освобождении Курской области
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
В ИКИ РАН сообщили о начале второго пика магнитной бури
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Общество
Анализ на ВПЧ для россиянок включили в полис ОМС
Мир
Глава РФПИ Дмитриев прибыл в Давос
Мир
Трамп заявил о неспособности Дании защитить Гренландию
Общество
Суд в Забайкалье признал молодежную организацию террористической
Общество
Эксперт предупредила о рисках быстрых знакомств после Нового года
Общество
Главу Звездного городка отправили под домашний арест
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Армия
ВС РФ нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Спорт
МПК изменил решение по допуску сборной России на Паралимпиаду
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел

"Полтаву" не сдали в архив, а достали оттуда

Юбилей Полтавской битвы наверняка отметят пышно и велеречиво, поскольку событие действительно имело эпохальные последствия для России. Путь к статусу мировой державы начинался именно оттуда. Во всяком случае на европейской политической сцене тогда появился новый активный игрок, с которым нельзя было не считаться. К чему и стремился царь Петр Алексеевич, желавший не столько территориальных завоеваний, сколько международного авторитета
0
Миниатюра молодого Петра Первого на царской жалованной грамоте, 1709 год (фото: РИА "Новости")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставка "Полтавская виктория 27 июня 1709 года" в зале Федеральных архивов открывает "сезон торжеств" по случаю 300-летия исторической победы.

Юбилей Полтавской битвы наверняка отметят пышно и велеречиво, поскольку событие действительно имело эпохальные последствия для России. Путь к статусу мировой державы начинался именно оттуда. Во всяком случае на европейской политической сцене тогда появился новый активный игрок, с которым нельзя было не считаться. К чему и стремился царь Петр Алексеевич, желавший не столько территориальных завоеваний, сколько международного авторитета.

На первой выставке, посвященной юбилею, как раз эта сторона вопроса рассмотрена наиболее пристально. Причем в контексте не только отдельно взятого сражения, а всей эпохи - начиная еще с Великого посольства, в составе которого молодой царь отправился в Европу: разбираться, что там к чему. От той поры осталось немало документов и артефактов - например, аттестаты корабельных плотников, выданные "Петру Михайлову" и Александру Меншикову на амстердамской верфи.

Архивные выставки вообще отличаются обилием письменных источников, и нынешняя не исключение. Здесь можно найти и ратификационные грамоты, и реляции о сражениях, и личные письма государя. Впрочем, памятуя о том, что выставка не читальный зал, устроители озаботились и визуальным рядом, так что экспозиция выглядит довольно бодро.

Портреты "птенцов гнезда Петрова", гравированные батальные сцены, фортификационные планы, предметы воинской амуниции и даже ядра, откопанные на месте исторического сражения, - весь этот антураж придает выставке зрелищности, без которой даже самые ценные документы широкую публику не проймут. Архивисты этот принцип давно усвоили, так что здешние экспозиции редко бывают скучными. Разве не любопытно, к примеру, увидеть прижизненный портрет первого русского солдата Сергея Бухвостова - того самого, чье имя открывало список Потешного полка? Важно бывает и просто почувствовать дух времени, передаваемый бытовыми мелочами или одеждами. Но все-таки письменные документы остаются важнейшей компонентой. Вдаваться в подробности всегда непросто, это требует душевных усилий, однако результат того стоит.

Когда читаешь наставления Петра Великого, изложенные в его труде "Правила сражения", начинаешь осознавать, насколько тогдашняя Россия была еще далека от современного понимания регулярной армии. Вот и приходилось царю собственноручно наставлять своих полководцев: "Когда на неприятеля наступаем, то надобно, чтоб нарочно при инфантерии некоторые люди отправлены и отделены были у неприятельской артиллерии людей и лошадей разорить и оных искать убить..." И ведь пошли впрок такие поучения. Карл XII считался в Европе непобедимым, никому даже в голову не приходила возможность его катастрофического поражения. Но Петр сделал выводы из предыдущих военных неудач и совершил невозможное. Учился он и на собственных политических ошибках - скажем, сумел преодолеть последствия измены гетмана Мазепы, которому безоговорочно доверял. Кстати, в поэме Пушкина "Полтава", несмотря на романтическую канву, вся политическая подоплека тех событий изложена вполне достоверно - не зря автор снабдил произведение множеством ссылок и комментариев.

Нынешняя выставка хороша именно тем, что не выходит за рамки фактов. Никакого домысливания, никаких проекций на современность. Тут чувствуется определенная корпоративная этика: архивисты по определению ни за кого не "болеют" и не стоят ни на чьей стороне.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир