Третьяковка манит посетителей раем
Третьяковская галерея представила масштабный выставочный проект "Цветы - остатки рая на земле", где едва ли не вся история русского искусства сплелась в затейливую гирлянду.
Эту экспозицию в Третьяковке задумали пару лет назад. Идея показалась многообещающей. Если взять в качестве лейтмотива цветочную символику, то можно достичь сразу двух целей - и оригинальным искусствоведением блеснуть, и широкой публике потрафить. Сказать, что из этого было важнее, не беремся. Вероятно, второе. Одно дело, когда в постоянную экспозицию пригоняют школьников посмотреть на "Трех богатырей", и совсем другое - ажиотаж вокруг модного музейного шоу. Иной тонус, иная спонсорская поддержка, иной резонанс.
Судя по всему, на флористическую экспозицию и была сделана подобная ставка. Со временем замысел оброс не только риторикой, но и дизайнерскими подробностями, которые преподносились в качестве неотъемлемой составляющей проекта. "Образно-ассоциативные перформансы и инсталляции из живых цветов" грозили полной профанацией, если иметь в виду обещанные "пять веков русской культуры" - от древних икон до образчиков московского концептуализма. Но с декораторской попсой как-то управились. То есть икебаны и флористические композиции в залах все-таки присутствуют, даже в заснеженную клумбу перед Инженерным корпусом навтыкали бумажных цветов, однако обошлось без засилья "оформиловки".
Насчет "пяти веков русской культуры" - чистая правда. Ну, четырех с половиной. Не принципиально. Важнее, что работы в большинстве своем первоклассные - упомянем навскидку хотя бы врубелевскую "Сирень", "Ландыши" Марка Шагала, "Хризантемы" Игоря Грабаря... Не все названия столь прямолинейны, и не всегда глицинии, розы, флоксы, незабудки и анемоны сами лезут в глаза - иногда приходится их высматривать. На иконах вроде "Богоматери "Неувядаемый цвет" или "Богоматери Вертоград заключенный" цветы играют видную роль, с ними у зрителя нет проблем, но иной раз глаза сломаешь, пока отыщешь какую-нибудь "флоросимволику". А как не искать, коли велено? Постепенно начинаешь ощущать себя заложником концепции и чуть ли не ревизором на предмет проверки наличия означенной растительности.
Нет, все красиво, конечно, спору никакого. Более того, во многих случаях получилось еще и небездумно, интеллектуально значимо. Хоть и перемешано здесь искусство самых разных эпох и стилей, однако сделано это людьми квалифицированными, понимающими, что к чему. Казалось бы, соединять изделия народных промыслов типа жостовских подносов или северорусских прялок с авангардом начала ХХ века - затея авантюрная, на самом же деле - общее место. Риска никакого: случайный зритель удивленно всплеснет руками, специалист одобрительно покивает.
Куратор выставки Екатерина Селезнева именует свое детище "инновационным проектом", да только найдутся ли тут реальные новшества? Действительно, выставки на такую тему раньше не было - теперь есть. Вряд ли она перевернет чье-то мировоззрение. А получится ли привлечь сюда широкую публику, вопрос не столько экспозиционный, сколько промоутерский. Вполне возможно, что получится. Как получилось бы не с цветами, допустим, а с фасонами дамской моды, если их отследить по истории искусства - от античных туник до мини-юбок. Через художественный ряд можно протащить любую затею, особенно когда под рукой обширные запасники. А в Третьяковке они есть.