В эпоху технологического прорыва
Вчера Политех отмечал свой 110-й день рождения. В главном корпусе вуза прошло расширенное заседание ученого совета с участием известных ученых, преподавателей, политических и общественных деятелей. Большая часть выступлений была посвящена современности, самым последним учебным и научным достижениям Политеха. И все-таки юбилей - это повод вспомнить историю, еще раз обратиться к истокам и сравнить день нынешний с днем вчерашним.
- Мы считаем, что у нашего вуза два отца-основателя: великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев и министр финансов Сергей Юлиевич Витте. Именно он обратился к государю с предложением создать в России систему политехнического образования, которая позволила бы развивать молодых людей. Давать им наряду с техническими дисциплинами общечеловеческие знания, - сказал ректор университета Михаил Федоров.
В своем выступлении он также подчеркнул, что "прошедшие с момента учреждения университета 110 лет явились наглядным воплощением задуманного Витте".
- Сегодня в Петербургском политехническом получают образование 25 тысяч студентов, работает почти 2,5 тысячи преподавателей и около 7 тысяч сотрудников. Наш университет - колоссальная по масштабам организация, достаточно вспомнить, что на территории кампуса находится 4 станции метро, - добавил ректор.
В разное время с Петербургским политехническим были связаны около 400 действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук страны. Всемирно известные ученые-политехники Николай Николаевич Семенов, Петр Леонидович Капица и Жорес Иванович Алферов удостоены самой престижной в мире Нобелевской премии. Академик Алферов и сегодня остается ведущим преподавателем университета, он возглавляет физико-технический факультет СПбГПУ.
- Каждый год мы выпускаем порядка 3,5 тысячи специалистов. И надо отметить, что все они востребованы, даже в нынешних условиях жесткого кризиса, - подчеркнул Михаил Федоров. - Сейчас непростое время, и дело не только в политических и экономических переменах. Мы живем в эпоху технологического прорыва. Промышленность идет по пути эволюции, постоянно обновляется. И чтобы не отставать от этих современных темпов, мы постоянно внедряем в учебный процесс самые последние научные разработки. Нам удалось войти в число 50 вузов, которые получили возможность внедрить у себя Инновационную образовательную программу. Полученные в рамках этой программы средства мы распределили по двум направлениям - на закупку нового оборудования и на переподготовку кадров, что позволило в полной мере использовать приобретенные образцы в учебном процессе и науке.
Но даже праздничный день не обошелся без разговора о проблемах. По словам ректора, уровень подготовки современных школьников по физике и математике заметно снизился в последнее время:
- Мы проводили исследование и выяснили, что в некоторых петербургских школах вообще нет учителей физики. И вполне естественно, что ребята, не получившие хорошей физико-математической подготовки, стремятся в сторону гуманитарного образования. Рынок перенасыщен юристами, экономистами и менеджерами. Не хватает кадров с инженерно-техническим образованием. Но школьники боятся к нам поступать - знания не позволяют им подняться до уровня физического и математического образования. Это серьезная проблема, которую необходимо решать. Мы уже создали факультет довузовской подготовки. Туда принимаются школьники 10 - 11-х классов. Скоро в нашей структуре появится физико-математический лицей: комитет по образованию готовится передать его нам. Но такими частными мерами проблему не решишь. Тут требуется государственный подход, иначе в какой-то момент Россия останется без специалистов инженерно-технического направления.