Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Руководитель Восточного департамента ЮНИФРАНС Жоэль Шапрон: "Я - пропагандист и этим горжусь"

"Нас субсидирует Национальный центр кинематографии Франции. Мы реализуем много программ за рубежом, потому в финансировании принимает участие и Министерство иностранных дел. У нас могут меняться правительства, но отношение к кино и у левых, и у правых будет одинаковое. Почти по Ленину (смеется). Кино - сильнейшее средство для представления страны во всем мире"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С одним из организаторов парижского форума и отборщиком Каннского кинофестиваля Жоэлем Шапроном встретилась обозреватель "Известий".

вопрос: Из чего складывается бюджет ЮНИФРАНС?

ответ: Нас субсидирует Национальный центр кинематографии Франции. Мы реализуем много программ за рубежом, потому в финансировании принимает участие и Министерство иностранных дел. У нас могут меняться правительства, но отношение к кино и у левых, и у правых будет одинаковое. Почти по Ленину (смеется). Кино - сильнейшее средство для представления страны во всем мире. Потому вопрос - помогать или, напротив, уменьшать субсидии - не обсуждается. Важно подчеркнуть, что дотации кинематографистам идут по особой статье и никак не ущемляют интересы налогоплательщиков, не затрагивают финансирование больниц и школ. Во Франции есть специальный счет, который пополняют сами кинозрители и телезрители. Например, с каждого проданного билета 11% суммы отправляется на этот счет. Бюджет спецсчета пополняется и отчислениями от продажи DVD. Каждый телеканал вносит свой процент от коммерческого оборота. Так что, можно сказать, ЮНИФРАНС живет за счет французских кинозрителей. В итоге "с миру по нитке", как говорят в России, собирается ежегодно сумма примерно 500 миллионов евро, которая потом возвращается в кино. Через ЮНИФРАНС финансируется и Каннский фестиваль.

в: Вы не зарабатываете - вы только тратите?

о: Да, мы государственная структура, потому тратим деньги. Наша цель - укреплять авторитет французского кино в мире. Логика здесь простая: чем больше зрителей посмотрело французский фильм, тем выше его кассовые сборы. Дистрибьюторы, поверив, что в их стране показывать кино из Франции - дело выгодное, будут покупать еще больше наших фильмов. Это и есть движение вперед, без остановки. Да, суть моей работы - пропаганда. Горжусь тем, что я - пропагандист французского кино. И уверен, что я - хороший пропагандист, потому что могу сравнить данные по всей Европе. От других стран в прокате появляются отдельные картины, но никто не говорит о немецком, португальском или итальянском кино как о целостном явлении или системе. Зато только в российском кинопрокате или на DVD появляется до 50 французских картин в год. Французское кино - это дорогой бренд. Кстати, в советские времена так старалась работать структура "Совэкспорт-фильм".

в: Что знают на Западе о российском кино?

о: Европейский зритель сегодня, как и в советские времена, отдает предпочтение авторскому кино. Сначала он ценил фильмы Параджанова, Тарковского. Во времена "перестройки" мы открыли для себя Германа, Муратову, Сокурова. В последние годы к этим именам добавился Звягинцев. Вашим коммерческим фильмам пробиться на европейский рынок трудно. Эта ниша занята голливудскими блокбастерами. Например, "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова во Франции посмотрело 170 тысяч зрителей. А на "Возвращении" Андрея Звягинцева зрителей было на 10 тысяч больше.

в: Что надо делать, чтобы российское кино было шире представлено в Европе?

о: С моей стороны советовать было бы нетактично. Но в вашей стране есть, например, организация с многолетним и авторитетным именем во всем мире - "Совэкспортфильм". Ее опыт, наработанные связи могли бы помочь продвижению российского кино за рубежом. Кино реально может влиять на создание положительного имиджа страны за рубежом, именно поэтому экспорту национальных фильмов надо помогать на государственном уровне.

в: Не могу не спросить: почему российским фильмам так трудно пробиться на Каннский фестиваль?

о: Мне кажется, это несправедливый упрек в адрес фестиваля. Даже для Франции - страны, где проходит фестиваль, и страны, которая его финансирует, - нет никаких привилегий. Потому нет привилегий и для других стран тоже. И не надо забывать, что мир уже изменился. Сегодня в производстве картины может участвовать пол-Европы или вся Азия. Фильм является собственностью продюсеров из разных стран. Потому в Канн картины отбирают не по квотам на страну или национальность режиссера. Пропуском служит только талант, и больше ничего.

в: Насколько экономический кризис может повлиять на киноиндустрию Европы в целом и на деятельность ЮНИФРАНС в частности?

о: О последствиях кризиса говорить рано. Анализ проведем в конце 2009 года. Но, может быть, кризис будет стимулировать больше совместных работ? Ведь бюджеты картин за последние годы выросли. Одно из направлений работы ЮНИФРАНС - помогать европейским продюсерам найти друг друга.

в: Получится ли у российских кинематографистов вписаться в европейские денежные потоки?

о: В прошлом году на специальном семинаре в Версале ваши молодые продюсеры очень хорошо себя показали. Проекты были яркими. На европейских коллег еще произвело впечатление, что многие говорили на английском и французском языках. И еще одно мое наблюдение - ваши продюсеры быстро поняли, что на европейском рынке они не конкуренты друг другу, а представители большой российской киноиндустрии. ЮНИФРАНС выполнила свою миссию - устроила знакомство. Будут ли результаты, надеюсь, увидим уже в ближайшие годы. Хотя все не так просто. Слишком долго не было профессионального общения. По-прежнему мало информации о том, что же происходит на российском кинополе.

в: Зачем лично вам продвигать в Европу русских кинематографистов?

о: Я прагматик, поэтому новую форму продвижения французского кино - путем совместных проектов, путем копродукции - считаю очень перспективным делом. У Франции и России давние исторические связи. В кино они не столь интенсивны, но можно вспомнить и успешный пример - "Восток - Запад" Режиса Варнье. Некоторые фильмы Никиты Михалкова - "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник" - также сняты при участии французских продюсеров. Я хочу, чтобы подобных примеров было больше. В России ведь тоже есть деньги и люди, которым интересно работать в кино. Почему бы нам не преодолевать экономический кризис сообща?

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир