Больную Катю мама объявила мертвой
Государственная девочка. Почему сироту Катю Тимочкину не хотят отпускать из "психушки"?
"Известия" не раз писали о Кате Тимочкиной из Самарской области, которая страдает ДЦП, но из-за халатности чиновников 12 лет провела в "психушке". Мы хотели помочь девочке вырваться оттуда, пройти реабилитацию в Москве, найти друзей. Но и предположить не могли, что Катина история выльется в абсолютно сериальный сюжет с нашедшимися родственниками, возможностью обрести семью и страшным "скелетом в шкафу", - 19 лет назад Катина мама, сдав ее в Дом ребенка, объявила всем, что девочка умерла.
Вечером 25 декабря пенсионерка Светлана Машковцева сидела у себя дома в удмуртском поселке Кильмезь и смотрела программу "Время". Показали и сюжет, снятый после известинских публикаций. Имя "Катя Тимочкина" раздалось в небольшой комнате как взрыв.
Светлана Григорьевна узнала фамилию своей двоюродной сестры Татьяны. Совпадали многие детали: Самарский дом ребенка, детский церебральный паралич... Сомнений почти не осталось: она видит дочку своей кузины.
"У нас был корпоратив на работе..."
"До того я первый и единственный раз видела Катю, когда ей было полгода, - вспоминает Светлана Григорьевна. - Мы редко встречались с моей двоюродной сестрой с тех пор, как она переехала к мужу в Тольятти. Но как-то все родственники собрались в Ижевске у Таниной мамы. Увидев шестимесячную Катю, я поняла, что девочка тяжело больна: она совсем не держала головку, все время лежала на спине. Спустя некоторое время Таня приехала к нам в поселок с другой дочкой - Надей, а про Катю всем сказала, что та умерла..."
Отец у Нади другой. После того как Катя появилась на свет, Татьяна с мужем сразу же разошлись. Вероятно, из-за диагноза, который малышке поставили врачи, - детский церебральный паралич.
...Посмотрев сюжет, Светлана Григорьевна тут же позвонила своему старшему сыну, 23-летнему Сергею. Он зашел на сайт "Первого канала", отыскал электронный адрес Кати. На следующий день они написали девочке письмо. Через час Светлане Григорьевне позвонил Сергей Колосков, член экспертного совета уполномоченного по правам человека, долгое время защищающий права Кати. После разговора с ним последние сомнения Светланы Григорьевны рассеялись: Катя Тимочкина - ее двоюродная племянница.
Позвонила сестре Татьяне. Той самой, похоронившей в глазах родственников собственного ребенка. Спросила: "Видела сюжет по телевизору?" Ответ: "Нет, у нас был корпоратив на работе"...
"Я ей все рассказала, - говорит Светлана Григорьевна. - Спрашиваю: "Давай я Катю возьму?" А она: "Можно я не буду отвечать на этот вопрос?" - и дала отбой. Больше мы не общались. Сколько раз я звонила, но Таня все время бросала трубку..."
Говорить о сестре Светлане Григорьевне нелегко. "Она мне до того родная, что я боюсь ее обидеть. Я ей так обязана - она помогала моих детей поднимать в Ижевске, когда те учились... И телефон ее я вам не дам. Лишнее это".
Татьяна, инженер по образованию, живет в Ижевске, работает в институте. Воспитывает 18-летнюю дочку Надю, которая учится на психолога.
А Светлана Григорьевна все для себя решила: она едет в Москву к Кате и оформляет опекунство.
Екатерина вторая
Что значит быть опекуном, Светлане Машковцевой известно не понаслышке. В Кильмезе она живет вместе с 16-летней девочкой - по совпадению тоже Катей, над которой взяла опеку год назад.
После того как собственные дети Светланы Григорьевны - Сергей, Иван и Наталья - уехали учиться и работать в Ижевск, она жила одна - с мужем развелась шесть лет назад. А год назад ей позвонила директор поселковой школы. Рассказала, что родителей одной девочки лишили родительских прав и той грозит детский дом. Спросила, не может ли Светлана Григорьевна помочь. И та взяла девочку к себе.
По поводу второй Кати пенсионерка, чей скромный достаток приумножается разве что небольшим хозяйством - садом и огородом, тоже не раздумывала ни секунды. "Я могла бы за эти годы столько сделать для нее! Мы Катю обездолили. Было бы это 19 лет назад, я бы так же поступила. Взяли бы ее к ораве нашей, какая разница? Все-то вместе вытянули бы. А сейчас чувство вины из-за того, что не сделала... Моя Катя уже заканчивает школу, поедет в город учиться. Я остаюсь одна. Надеюсь, что у нас со второй Катей все получится..."
О том, что чувство вины должно быть не у нее, а у сестры Татьяны, Светлана Григорьевна старается не думать...
"Мне нужен мамин телефон!"
Второго января Светлана Григорьевна и ее дочь Наташа, Катина ровесница, приехали в Москву. Устроились в гостинице недалеко от Царицына, чтобы быть поближе к Центру, где Катя проходит реабилитацию. Ехали и очень волновались.
"С Натальей они быстро нашли общий язык, - рассказывает Светлана Григорьевна. - У них разница в возрасте всего два месяца, общие интересы. А меня жестковато Катя встретила. Оно и понятно, родственники вдруг объявились... Она уже взрослая, думает, кто ее сдал в "психушку". Ей надо эту боль вылить! - оправдывает Катину "колючесть" тетя. - Потом вроде стала оттаивать... Мы с ней разговаривали два раза по телефону до встречи. Катя все требовала: "Мне нужен мамин телефон!" Ну я уже ей и так, и эдак. "Кать, - говорю, - давай сначала с тобой познакомимся". Не могла же я дать ей номер Тани...
Светлана Григорьевна и ее дочь Наташа пробыли в Москве неделю. С десяти утра до восьми вечера не выходили из Катиной комнаты. "Я проверяла ее знания, - говорит Светлана Григорьевна. - Не дай боже спросить что-то попроще! Она так обижалась: "Вы думаете, я дура, да?!" Я говорю: "Катюш, ты что? Я же просто узнаю тебя!" Мы с ней проходили географию, занимались математикой. Когда я ей показала умножение, она начала считать на ходу. Очень способная. Правда, она все отвлекалась - расспрашивала о маме. Но мы договорились пока этой темы не касаться".
На смотрины в Удмуртию
В Рождество, 7 января, Катя отметила с тетей и новыми друзьями свой день рождения. Впервые за 19 лет были и торт со свечками, и подарки. А через день родственники должны были уезжать. "С Наташей она обнималась, - вспоминает Светлана Григорьевна, - до того подружились. А ко мне претензии: "Вы не знаете, как мне было тяжело жить!" Тут у меня комок к горлу - и не знаешь, что ответить..."
Решено было, что для начала Катя съездит к тете в Удмуртию на месяц. Дети Светланы Григорьевны ее поддержали. Правда, сын Сергей считает, что его мама еще не до конца осознает, во что ввязывается. "Мне сестра рассказывала, что характер у этой девочки тот еще! Обиды, претензии... Мы-то думали, что Катя будет счастлива... Но ее тоже понять можно".
Сама Катя напоследок сказала тете так: "Я к вам приеду в гости и посмотрю, буду ли я у вас жить".
Как там, в этом Кильмезе, Катя особенно не интересовалась. Поинтересовалась я. Если все сложится, Кате предстоит жить в большом поселке (3500 человек) среди лесов, в сезон полных ягод и грибов. У Светланы Григорьевны участок в 27 соток. В рубленом доме с печкой три комнаты, кухня. Есть отопление, вода, все удобства. Вместе с хозяйкой проживают рыжий перс Чубайс, кошка Соня и лайка Дружок.
"Катю интересовало другое, - говорит Светлана Григорьевна. "Какой у вас режим?". Я говорю: "Какой режим! Когда встанем - тогда встанем, как проголодались - приготовили и поели".
Обида на всех
Слишком много событий навалилось на Катю Тимочкину за последнее время: Москва, новые друзья, родственники...
Я позвонила ей на днях с рабочего телефона. Она подняла трубку, но долго не отвечала:
- А, это ты! - наконец произнесла Катя. - А я думала, что это объявившиеся родственники.
- Как тебе тетя?
- Светлана Григорьевна... Съезжу к ним - посмотрю. С ее дочкой Наташей мы более-менее подружились. А мама мне вообще на фиг не нужна, - гордо буркнула она в трубку.
Однако потом не один раз упомянула, что она, оказывается, - вылитая мать. Светлана Григорьевна показала ей фотографию...
В Кате сидит годами накопленная обида. Трудно девочке, вынесшей за свои 19 лет столько страданий, свыкнуться с мыслью, что она не одинока на этом свете. Конечно, она еще не раз спросит Светлану Григорьевну о своей маме. Но тетя Кати трудностей не боится: ни моральных, ни материальных. Светлана Григорьевна уже подготовила документы для оформления Катиного отпуска. В воскресенье она приехала в Самару, чтобы решить вопросы с соцзащитой. Чиновники приняли человечное решение и разрешили Светлане Григорьевне забрать Катю на месяц в Удмуртию. 23 января они вместе с Катей отправятся домой.