Не строй под глиссадой
"Известия" не раз писали о "точечной застройке", вставали на защиту людей, чье жилье незаконно шло под снос. Иногда, в том числе благодаря нашим публикациям, справедливость торжествовала. Но проблемы остаются. Личная обида может перерасти в настоящую катастрофу.
Тихий военный городок на окраине Калининграда, Чкаловск, долгое время жил размеренной жизнью. Для мужчин: подъем, служба, отбой. Для их боевых подруг - домашнее хозяйство и ожидание мужа из очередного полета. Но сегодня в Чкаловске кипят нешуточные страсти.
- Ради коммерческой застройки у нас отбирают собственность, - объясняет суть противостояния зампредседателя совета ветеранов Анатолий Парайко. - Сносят гаражи, сжигают дачные домики, вырубают многолетние сады.
Мнения активного большин-ства не разделяют их оппоненты.
- Должен же Чкаловск развиваться, - возмущается председатель местного самоуправления Светлана Свиридова. - К нам пришли ответственные бизнесмены. Они вкладывают немалые средства в инфраструктуру поселка. И мой гараж запланирован под снос.
Десять лет назад военные передали власть и имущество Чкаловска муниципалитету Калининграда. Зеленый поселок, от которого ровно десять минут до центра столицы западной губернии, сразу же привлек внимание строительных организаций. Теперь стройка идет там, где десятилетиями стояли дачные домики и гаражи.
Из дневника летчика 1-го класса капитана Николая Михалина (18.3.1973 г.)
"...Приборная доска то загорается, то отключается. Значит, на заводе что-то напортачили. Это первый полет после ремонта... Как можно спокойнее отдаю команду радисту Лазовскому: "Подлетаем к аэродрому, прыгай, я топливо сожгу и постараюсь сесть". В ответ Михалыч задыхается в микрофон от возмущения и мата: "Ты что командир, не здоров?! Меня за труса держишь?!" На посадку решаюсь с третьего захода. Она прошла до удивления буднично... "Тут я на полк землю под огороды пробил, - отметился после разбора полетов замполит Савельев. - Вам каждому - по шесть соток. Считай, в порядке поощрения..."
Строится пролог катастрофы
- У нас все законно, - утверждает зампредседателя горсовета Калининграда Александр Пятикоп. - Проект застройки Чкаловска утвержден, согласован со всеми.
Однако Чкаловск - не только городок, но и действующий военный аэродром, на который неоднократно садились литерные самолеты важных гостей. В том числе трижды - "Борт N 1" - президентский.
- За взлетно-посадочной полосой есть сектор действия маяков, которые и ведут борт на посадку, - пояснил Анатолий Парайко. - Если на пути сигналов стоят металлосодержащие строения, то сигналы по всем законам физики будут отражаться и искажаться.
А вот выписка из докладной записки от 21 ноября 2007 года заместителя начальника ВВС Балтфлота Героя России полковника Павла Кретова:
"СОТ "Калачево" расположено в границах поверхности захода на посадку, в пределах которой постройка многоэтажных строений и других сооружений повлечет за собой ухудшение параметров радиомаячных систем посадки, что в свою очередь будет угрожать безопасности выполнения полетов. Характерный пример - недавняя авиационная катастрофа в Иркутске".
Но сегодня здесь растут многоэтажки. Ветераны неба в один голос утверждают: высотное строительство на месте их огородов - пролог большой катастрофы.
Из дневника летчика 1-го класса майора Николая Михалина (14.05.1979 г.)
"По сочинению Игореха получил "четверку" с двумя вожжами. Тема политически значимая: "Моя Родина - СССР". Сын написал, что думал: "...Я живу в большой и великой стране, которую совершенно не знаю. Когда вырасту, обязательно объезжу ее всю... А пока понимаю, что Родина - это мой Чкаловск и Калининград. Мои родители. Вековой дуб у нашей дачи. Четыре яблони и груша, которые мы с отцом посадили в саду..."
Если самолет рухнет, найдется бумага
- Утверждаю, план застройки Чкаловска полностью согласован с военными, - в доказательство Александр Пятикоп демонстрирует визу Владимира Валуева, бывшего тогда командующим флотом.
- Адмиралу принесли, вот он по доброте душевной и подписал, - так объясняет появление этой визы старший офицер флотского штаба ВВС и ПВО. - Мы же устали биться и доказывать: ребята, ждите беды.
Вот выписка из докладной генерал-майора Александра Коляко прокурору Центрального района Калининграда:
"...Основаниями, послужившими условием для согласования проекта генплана Калининграда в 2005 году (в частности, застройки и развития Чкаловска), явились искаженные данные оси посадочного курса и полосы подхода летательных аппаратов (глиссады) к взлетно-посадочной полосе аэродрома "Чкаловск".
- Проще говоря, кто-то на карте "случайно" сместил посадочную полосу и глиссаду, - объяснил офицер штаба. - На плане это сантиметры, а на самом деле - около 250 метров.
В прокуратуре Центрального района письмо генерала Коляко долго не задержалось.
- Я внимательно изучил все доводы и обоснования, изложенные в обращении, - рассказал районный прокурор Владимир Алешин. - И в начале марта 2007 года отписал предложения в областную прокуратуру, так как мэрия подконтрольна им.
Из региональной прокуратуры письмо отправили в прокуратуру Балтфлота: военные должны провести проверку, разобраться и сделать выводы. Как и ожидалось, во флотской прокуратуре письма найти не смогли. Уже полтора года правоохранительные органы знают о возможной катастрофе, но не принимают никаких мер.
- Найдется бумага, - уверяет меня офицер штаба, - когда самолет рухнет на одно из этих строений и кому-то задницу прикрыть надо будет.
Объекты в зоне глиссады растут. Достраивается автоцентр. В нескольких сотнях метрах от ВПП принимает гостей отель "Навигатор". По другую сторону шоссе уже разворачивается полномасштабное жилищное строительство.
- Я буквально уговорил порядочных бизнесменов обратить внимание на Чкаловск, - горячится Александр Пятикоп. - Поселок преобразился, только в инженерную инфраструктуру вложено больше 20 млн рублей, церковь строится. Сорок семь семей из аварийных домов уже переселились в новое жилье.
Депутат вдохновенно рассказывает о фирмах-застройщиках. Одной руководит коллега Пятикопа, тоже депутат горсовета, другой фирмой - почетный строитель России. Крутость таких званий и регалий, наверняка убережет новоселов от падающего с неба самолета.
Из дневника старшего офицера запаса Николая Михалина (8.12.2007 г.)
"О смерти Мухтара мне сообщил по телефону утром сосед. Побежал на участок. Главное, чтобы Вера ничего не узнала. Потом как-нибудь объясню. Когда в августе отравили другую нашу овчарку Джульетту, жену увезли на "неотложке"... Мухтара повесили на калитке. Он так и провисел до утра с вывалившимся языком и недоуменным застывшим взглядом. Добрый пес, никому не мешал. Поплатился за неуступчивость хозяина. Два дня назад я привез на участок топографов сделать съемку. Без нее ни один суд документы не примет. Ответ не заставил ждать..."
Здесь будет город вместо сада!
После того как земли Минобороны были переданы в муниципалитет, покорители неба в одночасье потеряли права на участки.
- Дачная амнистия? - удивляется один из старожилов мэрии. - Смеетесь! Ни одного случая в нашем городе. Им военное ведомство выдало все это тридцать лет назад? Вот пусть с военными разбираются.
Чкаловцы, официально получившие в долгосрочную аренду свои крохотные наделы, не хотят ни с кем разбираться. Просто просят оставить их в покое. Но для застройщиков это невыполнимое условие.
- С нами тут просто: мечом и огнем, - посетовал подполковник запаса Анатолий Парайко. - В качестве барской милости иногда предлагают отступные. Но такие, что меньше стоимости стройматериалов.
Из дневника старшего офицера запаса Николая Михалина (22.01.2008 г.)
"По садоводческому обществу прошлись на бульдозере. Наш дом снесли одним из первых. Из-под разрушенных стен торчат диван, поломанные стол и стулья. Фруктовые деревья выкорчевывали тем же бульдозером. Вера пытается под всем этим хламом отыскать луковицы гладиолусов и тюльпанов. Вокруг пожары и разор. Успешная карательная операция... Не пощадили и дуб, тот самый, о котором писал в сочинении Игорь. На выкорчеванном пне насчитал 357 годовых колец... Соседа Славу Олейникова прямо с участка увезли на "скорой"
Очередное звание - инвалид
Сосед Михалиных по дачам Вячеслав Олейников умер через месяц. Михалины несколько месяцев не вставали с больничной койки. После выписки из госпиталя отставному майору присвоили очередное звание - "инвалид 2-й группы 3-й степени". На месте, где тридцать пять лет стояла дача Михалиных, теперь идет полномасштабная стройка. Жизнь продолжается. В небе над Чкаловском по-прежнему кружат самолеты. И заходя на посадку над стремительно растущим домом, летчики в очередной раз надеются на свое мастерство и на русский авось.
Из дневника старшего офицера запаса Николая Михалина (15.11.2008 г.)
"Неделю назад в окна моей квартиры стреляли. Участковый пришел, составил протокол, сразу же сделал вывод: хулиганы. Намедни обстреляли квартиру другого противника массовой застройки - Андрея Бугаева... А вчера внук Женька прилетел из школы и добил меня простым вопросом: "Вот, дед, когда ты служил, думал ли, что жизнью рискуешь не только ради нормальных людей, но и ради тех, кто вас с бабушкой чуть в могилу не свел?" Да, уж, внук. Загнал деда в штопор..."