Дорога, которая ведет в музей
Свое 60-летие отметил Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный в стенах Спасо-Андроникова монастыря. К юбилею здесь открылась обновленная постоянная экспозиция. На свет из запасников вынуты редкие иконы XVI-XVII столетий. На верхнем этаже воссоздан ансамбль фресок из собора в Юрьевце, который был разобран в середине прошлого столетия.
Появление этого музея стоит отнести к событиям из разряда "невозможное возможно". Казалось бы, о какой коллекции религиозного искусства могла идти речь в послевоенные сталинские годы? Ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, включающий древнейший в Москве Спасский собор, предназначался к сносу, а уж об устройстве здесь музея никто не мог и мечтать. Кроме одного человека - знаменитого архитектора и реставратора Петра Барановского. Именно благодаря ему уцелел в 30-е годы храм Василия Блаженного. В разговоре с коммунистическими властями Петр Дмитриевич умудрялся находить действенные аргументы. Вот и на сей раз инициатива Барановского удивительным образом реализовалась.
Потом Музей имени Рублева неоднократно пробовали закрывать. В 70-е годы решение было практически принято, но вмешались многочисленные ходатаи из творческой интеллигенции - среди них Юрий Любимов, кстати, пришедший на юбилейный вечер. В ту пору в советском обществе набирал силы "ползучий религиозный ренессанс": люди стали интересоваться православной историей и традициями иконописи. Рублевский музей оказался одним из важнейших оплотов такого умонастроения. Но оплотом сугубо светским и научным. Отношения с церковью были и остаются не очень простыми. Большинство древнерусских памятников, собранных в здешней коллекции, происходят из соборов и монастырей, когда-то разрушеных или перепрофилированных. Многие нынешние православные иерархи полагают, что пора вернуться к использованию богослужебных предметов по назначению. Ученые с такой позицией не согласны, указывая на необходимость сохранения и изучения культурного наследия.
Очередное столкновение двух мировоззрений происходит прямо сейчас - конфликт вокруг "Троицы" Андрея Рублева. Последнее слово в этой истории еще не сказано, но устами министра культуры Александра Авдеева озвучена официальная точка зрения: икона может быть выдана из фондов Третьяковской галереи только в случае экспертных гарантий ее абсолютной невредимости. Вероятно, подобная тактика будет использоваться и в будущем - вместо прямого отказа появятся ссылки на мнение специалистов. Впрочем, заключения экспертов в определенных ситуациях могут оказаться положительными. Пожалуй, разумнее всего так и относиться к проблеме - не административно, а технологически.