Сталин не дал отравить Александра Невского
![Известия](https://iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/default_images/DefaultPic12_2.jpg?itok=PspakTdy)
Исполнилось 70 лет фильму "Александр Невский". Накануне Второй мировой войны Сергей Эйзенштейн снял киноэпос о древнерусском князе, в 1242 году победившем на Чудском озере рыцарей Тевтонского ордена. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев.
Литературный сценарий к фильму опальный Сергей Эйзенштейн писал в соавторстве с приставленным "правильным" писателем Петром Павленко. Первый вариант под названием "Русь" был напечатан в журнале "Знамя" в 1937 году. На публикацию язвительной статьей откликнулся историк Михаил Николаевич Тихомиров. Авторам досталось за новую концепцию древних времен, в которой центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород, что противоречило всему историческому процессу. Досталось и за введение мифических персонажей - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной, и за изображение "убогой, лапотной Руси", которую "только чудо спасает от немецкого порабощения".
Возможна ли сегодня подобная заинтересованность еще на этапе подготовки к фильму? Я знаю только один пример - общественные чтения и обсуждения сценария "Утомленных солнцем-2". Во всех остальных случаях пиарщики стараются подкидывать прессе не столько содержательные, сколько скандальные истории со съемочной площадки...
По мнению директора Музея кино Наума Клеймана, сценарий и без исторических неточностей содержал опасную крамолу: "Эйзенштейн в сценарии пытался высказаться о времени, в котором он жил. А это был 1937 год, когда страну раздирали поиски внутренних врагов. Тема предательства среди своих была ему очень близка... Александр Невский, например, в финале умирал, напившись из отравленного русскими князьями шлема... Но Сталин своим знаменитым красным карандашом сцену гибели князя вычеркнул. Спорить с главным зрителем СССР режиссер не осмелился, и фильм не стал трагедией шекспировского масштаба, как того хотел Эйзенштейн".
График съемок не позволял ждать зимы. Главную проблему - сцену Ледового побоища - решил сорежиссер мастера Дмитрий Васильев. Он предложил на обширной территории "Мосфильма" заасфальтировать поле и засыпать его опилками, нафталином, солью, мелом и стеклом. Под руководством художника-постановщика Иосифа Шпинеля были сколочены фанерные фигуры, которые благодаря операторскому гению Эдуарда Тиссэ, на пленке превратились в эффектные льдины. Труднее всего пришлось актерам. Латы и шлемы были металлическими. Они так раскалялись на солнце, что на лбу актеров оставались красные полосы... Режиссер результатом остался доволен, и из ста двенадцати минут фильма Ледовое побоище занимает тридцать пять.
"Александр Невский" был первым фильмом Эйзенштейна, в котором звучала музыка. Во время работы над картиной режиссер подружился с великим композитором Сергеем Прокофьевым. В фильме есть сцены, где изображение смонтировано по заранее записанной музыкальной фонограмме; в некоторых случаях музыка была написана по готовому зрительному образу. Позже композитор объединил музыку к фильму в сюиту, которая вошла в репертуар симфонических оркестров.
Каким был князь на самом деле - теперь уже не имеет значения. В фильме это рослый, под два метра, былинный красавец. Идеальным воплощением древнерусского полководца стал актер Николай Черкасов. И на Ордене Александра Невского, которым награждались командиры во время Великой Отечественной войны, - лик, срисованный с Николая Константиновича.
Фильм вышел на экраны 1 декабря 1938 года. Как и "Чапаева", смотреть "Александра Невского" шли целыми коллективами, со знаменами и оркестрами. Но в августе 1939 года вышло распоряжение: фильм с экранов снять - СССР подписал с Германией договор о ненападении. Сам режиссер в декабре 1939-го был поражен, как, "читая летописи XIII века вперемежку с газетами сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в Европе..."
Устами Невского
Жив буду - сам побью, а помру - сынам накажу.
На защиту?.. Защищаться не умею! Сами бить будем! Без меры бить будем!
Чего орете? Рыбу распугаете.
А господа рыцари в обмен пойдут. На мыло менять будем.
Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!