Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бессент назвал неразумным шагом возможный ответ Европы на пошлины США
Мир
В Польше из свидетельств о браке уберут слова «муж» и «жена»
Общество
На ЗАЭС возобновлена подача электроэнергии по линии «Ферросплавная-1»
Общество
В «ЛизаАлерт» назвали сроки возвращения к поискам Усольцевых в тайге
Спорт
Тихонов предложил назначить олимпийским чемпионам пенсию в 500 тыс. рублей
Мир
Президент Болгарии Радев анонсировал свою отставку 20 января
Спорт
Тарасова оценила перспективы воссоединения Трусовой и Тутберидзе
Мир
МИД России выразил соболезнования гражданам Испании в связи с ж/д катастрофой
Мир
На месте ж/д катастрофы в Испании обнаружили участки поврежденных путей
Мир
Журналист Axios Равид сообщил о плане Дмитриева встретиться с Уиткоффом и Кушнером
Мир
Движение «По-нашему» Карапетяна зарегистрировало в Армении партию
Мир
Итальянский модельер Валентино Гаравани умер в возрасте 93 лет
Общество
В Госдуму внесли законопроект для защиты от «эффекта Долиной»
Общество
Московские врачи извлекли свиное ухо из пищевода женщины
Мир
Швейцария пригласит РФ и других членов ОБСЕ на конференцию по кибербезопасности
Мир
Политолог оценил вероятность холодной войны между Европой и США из-за Гренландии
Мир
На Украине массово отметили Крещение 19 января

Наша жизнь - кинематограф, черно-белое кино

Эта чуть измененная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на есть буквальном смысле. Номер от 1 декабря открывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший год назад фильм "Великий гражданин", где прототипом главного героя - Шахова - был Киров
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эта чуть измененная цитата из Юрия Левитанского вспомнилась при чтении подшивки "Известий" за декабрь 1940 года, причем не в фигуральном, а в самом что ни на есть буквальном смысле. Номер от 1 декабря открывался передовой статьей "Великий гражданин страны социализма", посвященной шестилетней годовщине убийства Сергея Мироновича Кирова. На экранах кинотеатров в эти дни крутили вышедший год назад фильм "Великий гражданин", где прототипом главного героя - Шахова - был Киров.

Сталин, лично курировавший советскую кинематографию, к созданию этого фильма проявил особое внимание. Тайна гибели Кирова, унесенная Сталиным в могилу, заставила вождя народов тщательно и придирчиво отнестись к сценарию картины. Лишь после его корректив бывший красноармеец и чекист Фридрих Эрмлер, подчиняясь партийной дисциплине, приступил к съемкам.

И вот теперь Киров-Шахов вновь возвращался к зрителям в прекрасном исполнении Николая Боголюбова. Сталин безбоязненно допустил рецидив народной любви к вовремя устраненному сопернику в борьбе за партийный трон. Осанна в его адрес была уже неопасна. Так что автор известинской передовой смело писал о Кирове: "Он был подлинным героем нашего времени - образец большевика, не знавшего страха и трудностей в достижении цели, поставленной партией Ленина - Сталина".

В газете, кроме передовой, еще целая полоса, прослеживающая жизненный и революционный путь Сергея Кирова: от "мальчика из Уржума" до партийного хозяина Ленинграда, напугавшего своей популярностью самого Сталина.

Кстати, дню рождения автора киноэпопеи о Кирове Фридриха Эрмлера посвятил панегирик в "Известиях" коллега по киноцеху Леонид Трауберг. Счастливая судьба классика советского кино, автора "Встречного" (вместе с Юткевичем), незатейливо противопоставлялась горькой участи основоположника мирового киноискусства, "влачащего ныне полуголодное существование", Дэвида Гриффита (чей фильм "Нетерпимость" вошел в первую десятку мировых киношедевров).

Еще один выдающийся деятель партии большевиков, ближайший соратник Ленина оказался тогда в поле зрения "Известий" и тоже благодаря волшебному искусству кино. Борис Агапов выступил в газете с рецензией на новый историко-биографический фильм "Яков Свердлов". Сергей Юткевич снял картину на студии "Союздетфильм", собрав в нем пышный букет известных актеров. Ленина играл Штраух, Свердлова - Любашевский, Горького - Кадочников. Охлопкову досталась роль, стыдливо обозначенная в титрах "знаменитый певец": имя эмигрировавшего из России Федора Шаляпина было тогда под запретом.

Одна из сцен происходит на нижегородской ярмарке (Нижний Новгород - родной город первого председателя ВЦИК, там и сейчас на одном из домиков на центральной улице сохранилась вывеска - "Граверная мастерская Свердлова", отца будущего революционера). У здешнего часовщика, пересказывает сцену рецензент, Свердлов и Горький видят типографский станок - "легкую машину для грозных ударов по всей этой торжествующей сытости и кружевной подлости".

Рядом с этой рецензией по странному совпадению - информация "Бриллианты в лохмотьях". В городе Горьком (Нижнем Новгороде) задержан старик в неопрятной одежде, по паспорту - И.С. Сидоров. Но вдруг выясняется, что это - бывший нижегородский купец первой гильдии И.С. Дорожнов. В лохмотьях его одежды было спрятано бриллиантов на 50 тысяч рублей. Занятный сюжетец для автора "Дела Артамоновых". Но Горький ушел из жизни четыре года с половиной года назад...

5 декабря 1940 года праздновалась другая четвертая годовщина - День сталинской Конституции, благодаря которой, как отмечалось в передовой, наша страна "продолжала свой постепенный переход к коммунизму". Среди многочисленных материалов, посвященных знаменательной дате, был поэтический перл знаменитого в свое время казахского акына Джамбула Джабаева "Моя Родина"": "Мне Ленин горячую руку подал, / Он с ног моих ханские цепи сорвал, / Он Сталину все обо мне рассказал, / И Сталин великий закон написал. / ...Закон своей Родины - счастья маяк. / Он - сталинский ум. Он - опора моя".

А ведь были, оставались в той жизни светлые, чистые умы. Вот академик Иоффе в статье "Замечательное открытие молодых советских ученых" с гордостью рассказывает о выдающейся работе учеников академика Курчатова Г.Флерове (27 лет) и К. Петржаке (32 года), сделавших фундаментальное открытие - спонтанное деление урана. Оно явилось исходным пунктом для новой области ядерной физики. В ту пору они синтезировали 93-й элемент Таблицы Менделеева. Считалось, что это предел. В 2007 году в лаборатории ядерных реакций имени Флерова был синтезирован 118-й элемент.

Вот уж воистину "жизнь моя - кинематограф, черно-белое кино". В данном случае "белое", но уже в фигуральном смысле.

Станислав Сергеев E-mail: istclub@izvestia.ru

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир