Хорошая английская природа
В Пушкинский музей из лондонской галереи Tate Britain прибыла выставка Уильяма Тёрнера - прославленного английского художника, чьим главным жанром десятки лет оставался пейзаж.
Гастроль, которую готовили два года, пришлась на разгар финансового кризиса, однако вопрос об отмене даже не поднимался. Благотворительная организация "Искусство и спорт" взяла на себя практически все расходы. Цифра никем не озвучена, так что о масштабе затрат г-на Усманова можно судить лишь по косвенным признакам - например, по высказыванию Ирины Антоновой, назвавшей этот проект самым дорогостоящим за всю историю ГМИИ.
Привезено действительно многое - четыре десятка холстов, около семидесяти акварелей и несколько гравюр. Но дело даже не в количестве, а в качестве: среди экспонатов есть этапные, знаковые произведения Тёрнера, которыми иллюстрируют его монографии по всему миру. Назовем хотя бы ранний автопортрет, выполненный художником в 1799 году, когда он стал членом-корреспондентом Королевской Академии художеств. Это событие можно было назвать беспрецедентным: новоиспеченному академику едва стукнуло 24 года. Во всем дальнейшем творчестве Тёрнера ни автопортреты, ни просто портреты практически не встречаются. Он сделался великим пейзажистом - по мнению прославленного арт-критика Джона Рескина, лучшим в Европе.
Не сказать, чтобы это мнение разделялось всеми единодушно. На выставке в Пушкинском музее - наряду с образцами высокого академизма - можно увидеть полотна и акварели, чьи художественные достоинства даже сегодня очевидны не всякому зрителю. Что уж говорить о временах георгианских и викторианских. Чем больше экспериментировал художник с формой и цветом, тем чаще современники крутили у виска. Талант Тёрнера не вызывал сомнений, но его поздние работы, где элементы пейзажа буквально растворялись в красочных пятнах, порождали недоумение. Впрочем, трагической судьбы Рембрандта этот автор не повторил, у него при жизни всегда оставались состоятельные поклонники. Однако его подлинную роль в истории мирового искусства оценили лишь в начале ХХ века, уже после триумфа французских импрессионистов.
Знаменитые полотна, в которых экспрессия важнее сюжета, представлены на нынешней выставке во всей красе - начиная с картины "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы". Можно увидеть и "Темзу выше моста Ватерлоо", и "Бурное море", и "Вечный покой". Есть и легендарные акварели из серии "Пожар Парламента", и многочисленные этюды, сделанные в Европе. Из всего представленного сам собой вытекает вывод, что Уильям Тёрнер в одиночку пытался совершить поистине революционный переворот в искусстве, двигаясь в сторону беспредметности. Солнце, воздух и вода были его лучшими друзьями и даже божествами. Существует легенда, будто бы на смертном одре Тёрнер произнес: "Солнце есть Бог".