Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Фальшивые налоговые проверки стали новой схемой обмана граждан
Мир
TiP сообщила об отказе НАТО делиться разведданными с США из-за Гренландии
Мир
Австралия закрыла десятки пляжей в Сиднее после нападений акул
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
Politico сообщила об отказе Трампа от встречи с Зеленским в Давосе
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Спорт
Российский хоккеист «Колорадо» Ничушкин попал в аварию
Общество
Средняя площадь квартиры в новостройках Москвы достигла максимума за пять лет
Общество
Сенатор Глушкова предупредила о скрытых уловках банков для обмана вкладчиков
Общество
Жители России до 14 лет смогут пересекать границу только по загранпаспорту
Общество
В Госдуме напомнили о штрафах за самовольную установку тамбурной двери
Общество
Шацкая рассказала об угрозе цифровой репутации и доначислений НДФЛ ИП
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Общество
В РПЦ сообщили о массовом отказе частных клиник от проведения абортов
Общество
В Госдуме предложили рассмотреть расширение семейной налоговой выплаты
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел

Перестройка под знаменем Октября

По традиции (а может, по инерции) в начале ноября опубликованы Призывы ЦК КПСС к очередной годовщине Октября. Две недели назад (напомню), заглянув в 1969 год, мы проштудировали 57 лозунгов. На этот раз их было всего 16. Упразднен Маркс с его призывом к пролетарскому единению, но еще не вызрела идея замены октябрьских торжеств Днем народного единства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По традиции (а может, по инерции) в начале ноября опубликованы Призывы ЦК КПСС к очередной годовщине Октября. Две недели назад (напомню), заглянув в 1969 год, мы проштудировали 57 лозунгов. На этот раз их было всего 16. Упразднен Маркс с его призывом к пролетарскому единению, но еще не вызрела идея замены октябрьских торжеств Днем народного единства. Однако на кумаче готовящихся транспарантов появилось наполненное новым, революционным смыслом слово "перестройка". Оно присутствует в пяти из 16 призывов. Главный тезис нового мышления: "Перестройка - продолжение великого дела Ленина, дела Октября".

Страна, которой четыре с половиной года руководил Михаил Горбачев, закрывший эру геронтологии в правительственной верхушке (от Сталина до Андропова), действительно нуждалась в перестройке государственных, партийных, хозяйственных механизмов. Потоки слов по этому поводу лились с самых разных трибун. Дел было заметно меньше, хотя и они случались. Как раз на этой неделе "Известия" сообщили о завершении очередной "стройки века" - Байкало-Амурской магистрали: госкомиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию последнего, 54-километрового участка дороги, где она пересекает Северомуйский хребет.

Торжества по поводу этого коллективного подвига (кровь и пот десятков тысяч молодых строителей) были впереди, а пока что в Кремле готовились отметить 72-ю годовщину Октября. За несколько дней до этого здесь прошла Вторая сессия Верховного Совета СССР, на которой премьер-министр Николай Рыжков выступил с докладом "Пенсионному обеспечению граждан - надежные правовые и социальные гарантии". Одобренный депутатами проект соответствующего закона был опубликован в "Известиях" 4 ноября (три полосы) для всенародного обсуждения. Каждый пятый житель страны (в границах СССР) был пенсионером. 43 млн человек получали пенсии по возрасту, 7 млн - по инвалидности, 6 млн - по случаю потери кормильца. Сейчас эти цифры в пропорциональном отношении (в границах России) выросли, хотя основной тезис-призыв доклада премьера в разных вариациях повторяется и сегодня: "Осуществить значительный подъем материального положения пенсионеров и добиться резкого сокращения численности малообеспеченных граждан".

...Деловой настрой депутатов не помешал октябрьскому ликованию на государственном уровне. С докладом "Великий Октябрь и обновление советского общества" на заседании в Кремле выступил председатель КГБ Владимир Крючков (даже его знаменитый предшественник Дзержинский не удостаивался такой чести), а военный парад на Красной площади принимал - по ранжиру - министр обороны Дмитрий Язов. Никакой Нострадамус не смог бы предугадать, что меньше чем через два года оба они вместе с другими путчистами-гэкачепистами окажутся в следственном изоляторе "Матросская тишина". Но пока что Крючков зачитывает утвержденный на Политбюро доклад и такие, вряд ли им самим написанные слова: "Культ личности до неузнаваемости исказил институты советского народовластия. Правоохранительные органы, в том числе органы государственной безопасности, были превращены в орудие сталинского произвола".

Меж тем страна приходила в себя от спячки. Недавно после 20-летнего запрета вышел на экраны самый, может, правдивый фильм о революции Александра Аcкольдова "Комиссар" с незабываемыми Нонной Мордюковой и Роланом Быковым. В Португалии Анатолий Рыбаков презентует свой знаменитый роман "Дети Арбата" и в интервью корреспонденту "Известий" по этому поводу бросает, между прочим, фразу: "Известия" напечатали комплиментарную статью, но без проникновения в суть книги". И даже в списке новых лауреатов Государственной премии шелестит ветер перемен - Белла Ахмадулина, Резо Габриадзе, Фазиль Искандер, Борис Можаев, художник Игорь Обросов, музыканты и дирижеры Владимир Спиваков и Владимир Федосеев, группа фильма "Холодное лето 53 года"... Тут и дружба народов, и правда истории, и сила искусства!

И в это же время по стране прокатывается волна забастовок, начавшаяся на шахтах Печорского угольного бассейна. "Известия" скупо рассказывают о выступлении Воркутинского городского рабочего (стачечного) комитета - события явно не к праздничному столу.

Еще одно невеселое событие коснулось внутренней жизни самих "Известий": неделю назад ушел из жизни спортивный обозреватель газеты Борис Федосов, автор знаменитого "Снеговика" и других громких акций. 5 ноября очередное футбольное обозрение на страницах "Известий" лучший футбольный обозреватель страны Лев Филатов начал так: "Не могу, никак не могу начать обозрение, не сказав, что обговаривал его с Борисом Федосовым, внезапная кончина которого потрясла всех...Я ощущаю потерю, зная, что Борис уже не прочитает, не проверит, так ли получилось, как было задумано". Пример журналистского братства, которое теперь мы называем скучным словом "корпоративность"...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир