Катя Тимочкина проиграла суд
В среду Похвистневский районный суд признал Катю Тимочкину ("Известия" писали об истории девочки в номерах от 20 и 29 октября) недееспособной. Это означает, что Катя так и не выберется из "психушки".
Напомним, что 18-летняя сирота Катя Тимочкина из Самарской области, страдающая ДЦП, из-за халатности чиновников 12 лет прожила в психоневрологическом пансионате. В сентябре повторная судебно-психиатрическая экспертиза признала, что Катя психически здорова, ей рекомендовали переезд в пансионат открытого типа. Девочка уже собрала вещи и все ждала, когда она сможет вырваться из "психушки"на реабилитацию в московский Центр для больных ДЦП. Но чиновники из Минздравсоцразвития Самарской области ее не отпускали, отмахиваясь: "После решения суда!"
Ожидая суда, правозащитники, помогающие Кате, опасались, что ей назначат еще одну судебно-медицинскую экспертизу. Но то, что решение будет таким бесчеловечным, они предполагать не могли.
В среду в суд Катю привезли судебные приставы. В зал не были допущены Уполномоченный по правам человека Самарской области и представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Судья Наталья Назейкина выслушала мнение помощника прокурора Похвистневского района Евгения Тюпаева, который высказался против признания Кати дееспособной. Органы опеки присоединились к мнению помощника прокурора.
На суде присутствовали эксперты из Самарского психоневрологического диспансера, которые в марте проводили первую экспертизу (она заняла 30 минут) и признали Катю психически нездоровой. Тогда как специалисты Самарской областной психиатрической больницы, проводившие экспертизу в сентябре (они наблюдали Катю в течение двух недель), в суд явиться не смогли. Судья выслушала доводы первых экспертов и вынесла вердикт: "Недееспособна".
После судебного заседания судье задали вопрос: "Почему было сделано предпочтение заключению экспертов, которые общались с Катей в течение 30 минут?" Судья вопреки всякой логике ответила, что двух недель недостаточно и экспертиза должна была проводиться месяц. И добавила, что Катя отвечала не на все вопросы. Например, на вопрос "по какому адресу ты живешь?". Но разве живущим в интернате сообщают адрес? Катя не ответила и на другой "важный" вопрос судьи - "какая вторая столица в России?". Но откуда человек, который не получил образования, может знать о том, что Санкт-Петербург - вторая столица? Еще Назейкину удивило то, что Катя во время судебного заседания совсем не задавала вопросов.
- Думаю, решение суда будет не в мою пользу. Второй раунд мы проиграли! - сказала мне Катя в телефонном разговоре, хотя о решении суда еще не знала.
Как судья могла не заметить, насколько правильно и четко строит фразы Катя? Видимо, Наталья Назейкина не учла, что человеку, который 12 лет общался только с психически больными, задавать вопросы в наполненном людьми зале непросто.
В Минздравсоцразвитии Самарской области теперь говорят: "Ну, значит, так решил суд!" Похоже, чиновники довольны, что оказались "правы" и девочка психически нездорова. Судебное решение замечательным образом исправило неудобное заключение сентябрьской экспертизы и показало, что никакой халатности по отношению к Кате Тимочкиной допущено не было.
Адвокаты собираются обжаловать решение суда в Самарском областном суде. "Известия" следят за развитием ситуации.