Стал донором - спас жизнь
В Российской детской клинической больнице дети со всей страны борются со смертельными болезнями - лейкозами, злокачественными анемиями. Эта борьба невозможна без химиотерапии, без пересадки костного мозга. Но такие способы лечения лишают ребенка важных компонентов крови - тромбоцитов. Поэтому детям необходимы переливания крови, а ее не хватает. Сейчас благодаря волонтерской группе "Доноры - детям" эта проблема в РДКБ решена. Но во многих других клиниках операции откладываются из-за нехватки крови.
"У Юры острый лейкоз. Планируется проведение очередного блока химиотерапии, после которого Юре понадобятся переливания тромбоцитов и эритроцитной массы". "У Кристины нейробластома. На фоне проведения химиотерапии перед трансплантацией костного мозга у Кристины начался рост опухоли. Девочке нужны переливания крови".
Эти тяжелые объявления группа "Доно-ры - детям" размещает на своем сайте. Когда читаешь их, а рядом видишь фотографии облысевших от химиотерапии детей, хочется приехать в РДКБ и сдать кровь. Когда приезжаешь, знакомишься с детьми, их мамами, понимаешь, что готов подарить им кровь, костный мозг, кожу... Примерно так встреченные мною доноры в гематологическом отделении РДКБ отвечают на вопрос "почему они здесь?". Полусидя в специальных креслах, они смотрят телевизор, пока аппарат прокачивает кровь из их вен. Из нее он отфильтрует только тромбоциты, а остальные компоненты крови донору вольют обратно. Процесс не быстрый - за полтора часа можно успеть посмотреть какой-нибудь фильм. Плюс ограничения по образу жизни - накануне нужно обойтись без алкоголя и жирной пищи. К тому же на сдачу тромбоцитов доноры тратят два дня: первый на обширный анализ крови, второй день на саму кроводачу. Но каждый донор тромбоцитов встает с кресла с уверенностью: сегодня он спас жизнь ребенку.
Один из них - 41-летний предприниматель Миша. Он всегда считал, что быть донором "не его". В старших классах у него брали кровь на анализ: все закончилось обмороком. Учась на биофаке МГУ, он обходил стороной приезжающий донорский пункт. А два года назад в живом журнале Екатерины Чистяковой - одной из основательниц фонда "Доноры - детям" - прочитал фразу, которая его "зацепила".
- Катя написала, что не может считать мужчиной того, кто жив-здоров, но не находит времени и сил для того, чтобы сдать кровь.
Вижу, как свой положенный донору по закону талон на питание Миша отдает Кате Чистяковой, которая теперь координирует работу благотворительного фонда "Подари - жизнь", работающего при РДКБ, но продолжает "опекать" "Доноры - детям".
- Всегда так делает, - с улыбкой говорит Катя. - Мы передаем эти талоны на300 рублей мамам больных детей.
Благодаря группе "Доноры - детям" сегодня в РДКБ приходят по 200- 300 доноров тромбоцитов в месяц, в день по 10-12 человек. Такие цифры казались запредельными, когда волонтер ы Екатерина Чистякова и Анна Егорова начинали пять лет назад. Они всеми силами искали доноров: интернет-форумы, СМИ, институты, офисы. Сейчас они полностью обеспечивают детей РДКБ кровью. Еще помогают Боткинской больнице, Гематологическому научному центру РАМН, детскому отделению Московского областного онкодиспансера.
МНЕНИЕ
"Рассказы чиновников о том, что крови достаточно, - обман чистой воды"
Алексей Масчан, завотделением онкогематологии РДКБ:
- Большинство проблем, которые мы испытывали раньше, сейчас отсутствуют, потому что у нас есть группа "Доноры - детям". Она обеспечивает наших детей тромбоцитами на 100%. Но большинство других российских больниц испытывают нехватку донорской крови. Пациенты Боткинской больницы, например, по три недели ждут крови. Люди лежат белые как бумажный лист, не в силах шевельнуть рукой-ногой, детям откладывают операции из-за нехватки крови.
Все рассказы чиновников о том, что крови достаточно, - обман чистой воды. Спросите у любого пациента, который попадал на станцию переливания крови. Ему говорят: "Приводите родственников, друзей!". Но когда переливание надо делать как минимум через день, то никакого родственника не хватит.