Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Приятный зуд потребления

Какое тощее слово - "экономия". Так и веет от него серой скукой, однообразием существования. Экономия - это какой-то регулярный ум, в котором, если чуть-чуть убавить здравого смысла, послышатся совсем другие слова - "скаредность", "скупость". А тут уже явно некое отклонение от нормы, болезненность и нездоровая страсть
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

33 способа выживания во время кризиса

Какое тощее слово - "экономия". Так и веет от него серой скукой, однообразием существования. Экономия - это какой-то регулярный ум, в котором, если чуть-чуть убавить здравого смысла, послышатся совсем другие слова - "скаредность", "скупость". А тут уже явно некое отклонение от нормы, болезненность и нездоровая страсть.

Мне больше по душе старое слово "рачительность". Есть в нем что-то жизнеутверждающее. Изящества нет, зато оптимизм чувствуется, заботливый взгляд и расположение.

Что значит быть экономным и, самое главное, с какой стати им быть? На что обрекает себя экономный человек? Ведь это - ограничение, бытовой "пост", диета, принуждение себя к минимуму не во имя чего-то высокого и значительного, а ради самой ограниченности. Места радости, празднику и "разговению" не остается. Одно лишь редуцирование жизненных потребностей и всякого разнообразия вообще. Может быть, я и не прав, может, мне одному это слово режет слух, а всем остальным, напротив того, ласкает. Но тем не менее.

Ведь никто не возражает против изобилия. Мир должен быть изобилен и многообразен, иначе превратится в пустыню или в лагерный барак. Проблема лишь - как к этому изобилию относиться.

Современный человек думает, что мир рожден для потребления. Это касается не только машин, продуктов, одежды, природных недр, но и культуры, искусства. Зритель, читатель или, скажем, турист - такой же потребитель. Утилизирует, присваивает себе красоты, экзотику невиданных стран. И в этом процессе пережевывания мироздания потребитель руководствуется советами специалистов по консюмеризму. А советы очень просты: потребление - это благо, символ благополучия.

Все вокруг должно убедить человека, что он даже не может себе представить, насколько много ему нужно. Что на самом деле он не может обойтись даже без тех вещей, которые на первый взгляд кажутся вовсе бесполезными. Смысл - в бессмысленном накопительстве, во взгляде на мир как на один большой супермаркет (одна из любимых тем Мишеля Уэльбека). Человек ходит по супермаркету и с удивлением понимает, что на самом деле ему нужно буквально все.

На этом психологическом феномене все и строится. Кажется, чем больше у человека возможности потреблять, тем он более счастлив. И экономия, конечно, здесь мало что может изменить. На Западе благодаря пропаганде "экологического мировоззрения и поведения" пытаются вогнать потребление в какие-то рамки. Стоят разноцветные мусорные ящики, отдельно для пластиковых бутылок, отдельно для стеклянных, отдельно для всего бумажного. Обывателей убеждают не выкидывать, а использовать повторно пластиковые пакеты, не заваливать квартиры лишней одеждой, не покупать DVD, а брать в прокате.

Но сути это не меняет, потому что не убеждает в главном - мир создан не для потребления и человек - не потребитель. Мир нельзя съесть, как бутерброд. То есть можно, конечно, и съесть и превратить его в кучу отходов, но счастье ли это? Все-таки и у мира, и у человека - какая-то другая цель. И к ней не приближают ни дорогая машина, ни роскошный отель, ни даже посещение Лувра в толпе японских туристов.

Экономия здесь не помощник, поскольку не спасает от потребительского зуда. Здесь требуется перемена сознания.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...