"Есть люди, суть которых искусство. Это Шестакова"
В четверг в МДТ - Театре Европы поздравили с юбилеем ведущую актрису Татьяну Шестакову. Круглую дату, как и следовало ожидать, отметили творчески - спектаклем "Звезды на утреннем небе" по пьесе Александра Галина.
Те, кто застал золотой период ленинградского ТЮЗа, помнят юную Шестакову в легендарных спектаклях "Наш Чуковский", "Наш цирк", "Открытый урок". А среди первых ролей актрисы были Мальчик, Почтарик, Зайчик, Букашка. В семидесятом, во время первых гастролей театра в Лондоне, "Файнэншл таймс" звала театралов: "Идите смотреть улыбку Шестаковой".
Татьяна Шестакова играла у Петра Фоменко в Театре комедии, у Георгия Товстоногова в БДТ. А ее актерским "золотым веком" стал Малый драматический и спектакли Льва Додина. После Лизаветы Пряслиной и Анфисы Мининой в абрамовской трилогии была Анна в "Звездах на утреннем небе".
- Татьяна Шестакова однажды ввела меня в шоковое состояние. Случилось это на спектакле по пьесе Галина "Звезды на утреннем небе". Шестакова выступила там еще и как режиссер, но режиссер мне не указ - сам режиссер. И когда на сцене возникало прекрасно узнаваемое, но страшноватое и гомерически смешное существо из нашего многострадального бытия - помнится, поверил не только в счастливое будущее российского театра, но и затаил тихую радость по поводу того, что красота спасет мир. Не вообще, а на сцене Малого драматического театра, - признается худрук московского Ленкома Марк Захаров. - Космонавты каждый раз берут с собой на небо "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля. А сколько у нас снято других прекрасных фильмов. Оказывается, замечательных не так уж много. Не раз я переживал зрительскую радость, но только однажды - потрясение. Могу сказать даже с пафосом: был ослеплен ее Звездою среди иных мерцающих звезд на утреннем небе.
В 2007-м Татьяна Шестакова вышла на сцену в роли Анны Семеновны Штрум в спектакле "Жизнь и судьба", после чего эпитеты "выдающаяся" и "великая" стали сопровождать имя актрисы постоянно. Мать главного героя - маленькая хрупкая женщина - является к сыну из небытия: она погибла в еврейском гетто. И негромким голосом, без надрыва и заламывания рук читает свое нежное и грустное письмо, тихо и пронзительно говорит о простом и главном - мужестве, любви и человечности. "Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой... Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Витенька... Живи, живи, живи вечно", - завещает сыну мать из киевского гетто. За эту роль Татьяна Шестакова удостоена "Золотого софита" и премии правительства Петербурга.
Знаменитый Питер Брук на правах друга поздравил Шестакову: "Ты - настоящий Творец, именно поэтому в каждой твоей роли нам открывается истина и красота. Браво!"
- Где-то я прочитал фразу: "Ты просто лужа, в которую плюнул Господь!" Так человек определил талант. Шестакова прелестна. Слово "лужа" к ней не подходит, "плюнул" - тоже. Но что сделал Господь, если он есть, то каким-то образом коснулся Тани. Отчего у меня что-то сжимается внутри просто от звука ее голоса на сцене. Есть люди, работающие в искусстве, есть люди, существующие в искусстве, есть люди, суть которых – искусство. Это Шестакова. Это ее среда, то, чем она дышит, то, чем она живет. Это ее мучение, это ее награда, - считает кинорежиссер Алексей Герман.