Не думай про кризис, покупай живопись
Топ-лоты своих будущих торгов привезли в Москву два знаменитых аукционных дома - Sotheby's и Christie's. Вниманию возможных покупателей представлено не только русское искусство, но и мировое - в разных его видах.
В последнее время зарубежные аукционисты стали привозить к нам свои топ-лоты по нескольку раз за сезон. Объяснений долго искать не надо: покупатели из России все чаще "делают кассу", приобретая самые дорогостоящие и разрекламированные предметы искусства. Так обстояло дело вплоть до нынешней осени. Что будет дальше, прогнозировать сложно. Многое зависит, разумеется, от объективных экономических показателей, однако и психологический климат имеет значение. Поэтому аукционисты предпочитают делать вид, будто нет никаких причин для беспокойства. Обе московские выставки изобилуют экспонатами, чья потенциальная стоимость выражается миллионами, а иногда и десятками миллионов долларов. Общий девиз читается примерно так: "Без паники! Жизнь быстротечна, включая кризисы, а искусство вечно".
Сработают ли подобные внушения, выяснится довольно скоро - на ближайших лондонских, нью-йоркских и гонконгских торгах. В Москву привезены своеобразные попурри сразу нескольких осенне-зимних аукционов. Специфической чертой нынешних показов можно считать то обстоятельство, что русское искусство здесь затмевается шедеврами импрессионистов, модернистов и старых европейских мастеров. Впрочем, самый дорогостоящий лот у Sotheby's - "Супрематическая композиция" Казимира Малевича, за которую устроители ноябрьского аукциона в Нью-Йорке намерены выручить около 60 миллионов долларов. Этому хиту конкуренты противопоставили "Автопортрет" Фрэнсиса Бэкона, чей эстимейт (предварительная оценка) определен в диапазоне 40-60 млн. Должны существенно повлиять на итоги торгов Christie's два венецианских пейзажа кисти Каналетто (от обоих лотов ожидают результата в 8-12 млн) и абстрактное полотно современного немецкого художника Герхарда Рихтера (эстимейт в районе 15 миллионов). Отдельный раздел образовала коллекция послевоенных американских рисунков. Из российских авторов наибольшие надежды возлагаются на Наталию Гончарову - за ее "Натюрморт с арбузом" покупателю придется выложить от 3 до 4 млн долларов.
Эта выставка Christie's, расположившаяся в доме Черткова на Мясницкой, по классу ничем не уступает экспозиции конкурентов, но гастроль выглядит не слишком масштабной. А вот Sotheby's не пожалел ни денег, ни сил, чтобы доставить в Москву максимум возможного. Их предаукционное шоу заняло несколько залов в усадьбе Цурикова - Нарышкиных на Гоголевском бульваре. Эту выставку устроители называют самой большой из тех, которые они когда-либо привозили в Россию. Впечатлить потенциальных клиентов должны полотна Клода Моне, Анри Матисса, Амедео Модильяни, Рене Магритта. Цифры здесь исключительно шести- или даже семизначные. Например, за "Руанский собор" Клода Моне аукционистам хотелось бы получить от 18 до 25 млн долларов, а за "Отдыхающую танцовщицу" Эдгара Дега - около 40 млн. Из русских художников выделяется Борис Григорьев, у которого в экспозиции представлено сразу несколько холстов периода эмиграции. Цены на них пониже, чем на шедевры импрессионистов или на опусы некоторых современных авторов вроде Ричарда Принса.
В качестве бонуса аукционный дом Sotheby's доставил в Москву несколько документов, связанных с историей освоения космоса. Особый интерес вызвал машинописный отчет первого космонавта о его полете на корабле "Восток", а также рукописный черновик речи, произнесенной Гагариным перед стартом. Скорее всего в этом случае расчет на реакцию государства - не может такого быть, чтобы у кого-нибудь в Кремле не взыграли патриотические чувства. Впрочем, деньги налогоплательщиков здесь вряд ли будут фигурировать. Не перевелись еще на земле русской олигархи, готовые посодействовать власти в подобных ситуациях. Хотя ручаться ни за что нельзя - может, пояса затянуты уже настолько, что не до Гагарина.