Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Краснодарском крае в результате пожара пострадали четыре человека
Общество
Россельхозбанк: россияне выпивают 6 млн декалитров игристого в новогоднюю ночь
Мир
В посольстве РФ прокомментировали информацию о якобы скорой отставке Мадуро
Спорт
Российский пловец Сомов заявил об участии в «Улучшенных играх»
Мир
Посол ЦАР в РФ заявил о стабилизации обстановки в стране благодаря России
Мир
Посол ЦАР в РФ заявил о возможности Банги сотрудничать с Москвой в области энергетики
Общество
Временные ограничения на полеты сняли в аэропорту Саратова
Общество
Профсоюзы предлагают считать МРОТ с учетом потребительского бюджета
Общество
Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации в СПЧ
Мир
В посольстве РФ прокомментировали проблемы с рейсами в Венесуэлу на фоне эскалации с США
Общество
В поликлинике в ЛНР открыли 12-ю детскую комнату
Мир
Трамп заявил о плохом направлении развития Европы
Спорт
Футболист ЦСКА Круговой сообщил об успешной плановой операции
Экономика
Эксперт рассказал о важности нового нацпроекта по биоэкономике
Мир
США поддержали Ирак в передаче актива «Лукойла» американской компании
Общество
Страховщиков обяжут взыскивать ущерб с виновников ДТП с отягчающими обстоятельствами
Политика
В Госдуме прокомментировали отношение Зеленского к мирному плану США

Королева ушла

Для огромной страны Артмане являлась воплощением не только художественного символа советской Латвии, но и эталоном нордической красоты. Литва дала советскому экрану ряд образцовых прибалтов, за Эстонию отвечали Эва Киви, Лембит Ульфсак и Юри Ярвет, а Латвию олицетворяла Вия Артмане
0
Вия Артмане в роли Елизаветы, королевы английской в спектакле родного Рижского театра драмы (фото: ИТАР-ТАСС)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В субботу на 80-м году жизни скончалась Вия Артмане. Не было в Советском Союзе более популярной латвийской актрисы. Многие вполне заслуженно называли именно ее королевой советского кино.

Для огромной страны Артмане являлась воплощением не только художественного символа советской Латвии, но и эталоном нордической красоты. Литва дала советскому экрану ряд образцовых прибалтов, за Эстонию отвечали Эва Киви, Лембит Ульфсак и Юри Ярвет, а Латвию олицетворяла Вия Артмане. Потом, в постсоветскую эпоху, в Риге зазвучат голоса, стыдящие актрису за ее популярность в СССР и особенно за "сотрудничество с режимом". Как же - орденоносец, народная актриса и даже депутат и председатель Союза театральных деятелей Латвии. Такие заслуги вмиг стали не в счет. И когда в 1993 году в Латвии приняли жесткий закон о реституции, под его каток попала и Артмане. Она не жаловалась, поскольку понимала, в ее положении оказались многие жители страны. Да и вообще - разве королевы могут позволить себя жалеть? На старости лет ей пришлось переехать жить в более чем скромную постройку за городом. И вести там трудную борьбу с бедностью и своими болезнями. Но королевой по сути Артмане оставалась всегда.

Помню, как в конце 90-х директор Дома актера Маргарита Эскина пригласила Вию на открытие театрального сезона. Артмане только что перенесла подряд пару инсультов, ходила с трудом, говорила медленно, но стоило ей появиться на сцене, как зал встал. Сидеть в присутствии королевы было невозможно.

А на следующее утро актриса стала гостем утреннего эфира "Эха Москвы". Поражали интонации, с которыми она говорила о театральном режиссере Алвисе Херманисе: "Я почти не играю, здоровье мешает, но без театра не могу. Алвис создает для меня нужные мизансцены, даже на стул сажает, и потому мне не тяжело долго находиться на сцене. Мне нравится быть среди молодежи..." Эти слова мало сочетались с образом великой актрисы и интриганки Джулии Ламберт из романа Сомерсета Моэма "Театр", роль которой когда-то прославила Артмане.

Джулия Ламберт в серебряной чалме с пером, в черном платье с серебряными вставками в тон чалмы вытащила "большой платок из пунцового шифона и стала им играть... Джулия уходила в глубину сцены, так что, отвечая на ее реплики, Эвис приходилось обращаться к залу спиной..." Сомерсет Моэм в романе "Театр" описал закулисные интриги, и, конечно, главная героиня - примадонна Джулия владела техникой "неформального управления театром", выводящей из любой ситуации. Вия Артмане в телевизионном фильме латышского режиссера Яниса Стрейча 1978-го стала идеальной исполнительницей Джулии Ламберт. Изящная и остроумная версия романа настолько понравилась зрителям, что даже поклонники романа закрыли глаза, что писатель придумал Джулию как хрупкую брюнетку, а Вия Артмане была слегка полноватой блондинкой. Актриса играла главную роль с легкой иронией, и зрители с удивлением обнаружили в прибалтийской красавице комедийный талант.

А полюбил советский зритель актрису в 1964 году за фильм "Родная кровь". Юная паромщица Соня, мама троих детишек, тронула сердца миллионов зрителей. Читатели самого массового киножурнала "Советский экран" в итоговом опросе назвали Вию Артмане лучшей актрисой года. Народная молва по всей стране распространяла истории о страстном романе между Вией Артмане и Евгением Матвеевым, исполнителем главной роли сержанта-танкиста Федотова. Зрителям уж очень хотелось продолжения истории любви, которую оба актера сыграли столь убедительно. Слухи усилились, когда на съемки фильма "Никто не хотел умирать" в Литву актриса приехала кормящей матерью маленькой Кристины. Этот факт, впрочем, исключил слухи о любовной связи Артмане с новым партнером по кино Донатасом Банионисом. Отцом ребенка и мужем Вии был Артур Димитерс, ведущий актер Рижского художественного академического театра имени Яниса Райниса. Помимо Кристины у супругов уже был сын Каспар. Семейный дуэт Артмане и Димитерса длился 27 лет. В 1986 году Артур умер.

Королева Артмане провела в буквальном смысле босоногое детство. Она не скрывала, что с десяти лет, чтобы помочь маме-вдове, пасла коров, помогала убирать чужие квартиры. Она знала жизнь с самих ее низов. Отсюда и отсутствие малейшего высокомерия по отношению к своим поклонникам. А зритель подобные вещи чувствует спинным мозгом.

Сегодня есть много потрясающе талантливых и красивых актрис. Но трон Артмане, думаю, навсегда останется пустующим. Вия будет жить в памяти публики и в своих детях. Ее дочь стала художницей, а сын - православным священником. Под его влиянием крестилась и Артмане, приняв имя Елизавета.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир