Хроника на дне тарелки
Культ личности, царящий в отдельно взятом карликовом государстве, экспортирован в Москву. Сотни экспонатов - от киноафиш до княжеской диадемы с бриллиантами - представлены на выставке "Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако", открытой в Фонде культуры "Екатерина".
История жизни Грейс Келли была не очень похожа на сказку про Золушку. Во всяком случае, на балу в Канне она оказалась без помощи доброй феи. И знакомство с князем Монако Ренье III к разряду чудес не относилось. Грейс Келли на тот момент считалась самой яркой из звезд Голливуда, была любимой актрисой Алфреда Хичкока, так что ее популярность не только могла конкурировать со славой правителя крошечной страны, но, пожалуй, и затмевала последнего. Однако роль монархини стала главной в карьере кинодивы. Церемонию свадьбы Грейс и Ренье III транслировало телевидение нескольких стран - это было первое шоу такого рода в прямом эфире. Последующую четверть века Келли оставалась в центре внимания публики уже в качестве просвещенной государыни, щедрой меценатки и любящей матери троих детей. Один из них, теперешний князь Альбер II, стал инициатором мемориальной выставки, которая после показов в самом Монако и в Париже добралась, наконец, до российской столицы.
Для устройства этой экспозиции из княжеского дворца было позаимствовано едва ли не все, что имело отношение к личности принцессы. Не зря на пресс-конференции звучало слово "логистика" - управиться с таким обилием артефактов было непросто. Десятки платьев от самых известных модельеров Европы, туфли, шляпки, сумочки и прочие аксессуары создают атмосферу, напоминающую показ коллекций ретромоды. А набор фамильных драгоценностей в витринах не дает забыть, что речь идет не просто о некоей знаменитости, но о титулованной особе. Впрочем, немало места отведено и детским годам Грейс Келли, которые она провела в Филадельфии, и периоду ее голливудской карьеры. Например, рядом с оригиналом статуэтки "Оскара", полученной за роль в "Деревенской девушке", в экспозиции возвышается и увеличенная копия приза, почти двухметровая, - для наглядности. На больших экранах мелькают кадры из фильмов, заставляя вспоминать фразу Хичкока, сказанную им об актрисе: "Это вулкан под снегом".
Выставка получилась довольно эффектной, с множеством экспозиционных придумок. Взять хотя бы инсталляцию, воссоздающую гостевой стол в княжеском дворце. Стол сервирован по всем правилам этикета, и не сразу удается заметить, что внутри тарелок встроены мониторы со старой видеохроникой. Кроме великосветской стороны существования представлена и частная жизнь - детские рисунки, композиции из засушенных растений и видеокадры, которые Грейс Келли собственноручно снимала в кругу семьи. А еще в витринах выложено такое количество писем, документов и фотографий, что временами ощущаешь себя в персональном архиве. То обожание, которое питают жители Монако к своей правительнице и через четверть века после ее гибели в автокатастрофе, стало едва ли не главной интонацией выставки. Организаторы уверены, что этим чувством можно заразить и московскую публику.